С 1 января 2019 года внедряется категорирование всех налогоплательщиков путем отнесения их деятельности к категориям степени риска.

Опубликованно: 10.01.2019 в 16:37

Система управления рисками (далее – СУР) является неотъемлемой составляющей деятельности органов государственных доходов.

Риском является вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, которые могли и (или) могут нанести ущерб государству.

Система управления рисками (далее – СУР) является неотъемлемой составляющей деятельности органов государственных доходов.

Риском является вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, которые могли и (или) могут нанести ущерб государству.

Основными целями применения органами государственных доходов СУР являются:

-сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

-увеличение возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения;

-минимизация налогового контроля в отношении налогоплательщиков, по деятельности которых определена низкая степень риска.

Так, налоговые органы осуществляют анализ следующих данных:

- налоговые отчетности налогоплательщика;

- полученные сведения о деятельности налогоплательщика.

Вместе с тем, на основании результатов такого анализа налоговыми органами осуществляется категорирование налогоплательщиков путем отнесения их деятельности к категориям низкой, средней или высокой степени риска и дифференцированное применение мер налогового администрирования.

Введение в налоговом законодательстве СУР позволило усилить контроль над предприятиями с высокими налоговыми рисками, уменьшить затраты времени на проведение налоговых проверок на местах и увеличить отдачу от них, повысить их эффективность.

Кроме того, определение по СУР налогоплательщиков является объективным доказательством исполнение их конституционного долга.

Действенность методов СУР - это обеспечение позитивности налогообложения, которое является подлинным отражением экономической и политической зрелости общества.

Согласно статье 137 Налогового кодекса налоговые органы осуществляют анализ данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками (налоговыми агентами), сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента).

На основании результатов такого анализа с 1 января 2019 года внедряется категорирование всех налогоплательщиков (налоговых агентов) путем отнесения их деятельности к категориям низкой, средней или высокой степени риска и дифференцированное применение мер налогового администрирования.

Критерии степени рисков являются конфиденциальной информацией, за исключением критериев, указанных в пункте 1 статьи 137 Налогового кодекса. Порядок применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией, утвержден приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20.02.2018г. №252 (Правила).

Критерии, не являющиеся конфиденциальной информацией:

  • «Налоговая нагрузка»
  • «Среднемесячная заработная плата на одного работника»
  • «Отражаемые в налоговой отчетности суммы расходов и доходов»
  • «Сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами»
  • «Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов»
  • «Многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность»
  • «Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля»
  • «Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы»
  • «Участие в налоговом мониторинге»
  • «Применение налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных»
  • «Выписка счетов-фактур в электронном виде»
  • «Использование налогоплательщиком стандартного файла проверки»
  • «Применение контрольного счета по налогу на добавленную стоимость».

Так, согласно Правил, информация к какой степени риска отнесен налогоплательщик по результатам системы управления рисками будет определяться дважды в год и направляться налогоплательщикам с 1 января 2019 года в web-приложение «Кабинет налогоплательщика», а с 1 июля 2019 года данная информация будет доступна на официальном сайте КГД МФ РК.

Кроме того, вместе с информацией о степени риска в web-приложение «Кабинет налогоплательщика» будут поступать расчеты критериев, не являющихся конфиденциальной информацией, применяемых в системе управления рисками.

Налогоплательщики при необходимости смогут направлять посредством web-приложения «Кабинет налогоплательщика» в органы государственных доходов пояснения по указанным критериям (аналогично получения и отработки пояснений по извещениям о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля).

Полученные органами государственных доходов пояснения, при обоснованности подлежат учету при применении системы управления рисками, с направлением налогоплательщику изменённых сведений.

Департамент государственных доходов по г.Алматы

Базовые ставки в РК

МЗП 60 000 тг
МРП 3 063 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Базовая ставка 13.5 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 917 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 778 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 2 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 525 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 28 284 тг
МРП 2 405 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 24 459 тг
МРП 2 269 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %
ОСМС (01.07.2017) 2 %
МЗП 22 859 тг
МРП 2 121 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %