Взаимодействие работодателей с военкоматами.
Опубликованно: 30.11.2018 в 16:22
Воинский учет граждан Республики Казахстан регламентирован законами Республики Казахстан «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Республике Казахстан», «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», «О воинской службе и статусе военнослужащих», «О специальных государственных органах».
Воинский учет граждан Республики Казахстан регламентирован законами Республики Казахстан «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Республике Казахстан», «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», «О воинской службе и статусе военнослужащих», «О специальных государственных органах».
Порядок ведения воинского учета на предприятии следующий:
1. Воинский учет на предприятии ведется по личной карточке, которая содержит сведения о воинском учете. Также организации ведут дополнительно список юношей, подлежащих к срочной воинской службе (на призывников), работающих или учащихся.
2. В личных карточках граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных негодными к воинской службе по состоянию здоровья с исключением с воинского учета, производится отметка «исключен с воинского учета по возрасту» или «исключен с воинского учета по состоянию здоровья».
3. Ответственные лица за военно-учетную работу в организациях:
• проверяют при приеме на работу (учебу) у военнообязанных военные билеты и временные удостоверения, а у призывников удостоверения о приписке. При приеме указанных документов гражданам выдается расписка;
• устанавливают, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете. Военнообязанные и призывники, не состоящие на воинском учете, принимаются на работу (учебу) только после постановки их на воинский учет в учетных органах по месту жительства;
• обеспечивают полноту и качество воинского учета граждан из числа работающих (обучающихся) в организациях;
• сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета МОВУ (города, района);
• своевременно оформляют бронирование граждан, находящихся в запасе, за организацией на период мобилизации и на военное время;
• ежегодно представляют в МОВУ (города, района) к 1 сентября списки граждан 15-16-летнего возраста и до 1 декабря - списки граждан, подлежащих приписке, к призывному участку подлежащих постановке на воинский учет в следующем году;
• обеспечивают гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) в МОВУ (города, района);
• сообщают в МОВУ (города, района) о военнообязанных и призывниках, принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из учебных заведений);
• направляют по запросам МОВУ (города, района) сведения о численности работников организаций, в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время;
• ведут журнал проверок за состоянием воинского учета и бронирования военнообязанных и призывников.
Юридические лица учет призывников ведут по личной карточке (форма № Т-2). Этот вид учета ведется в целях определения количества работающих, (обучающихся) призывников, разработки мероприятий по подготовке своевременной замены граждан, призываемых в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан, осуществления контроля за соблюдением призывниками настоящих Правил и оказания помощи МОВУ района (города областного значения) в ведении воинского учета и подготовке молодежи к воинской службе.
Руководители организаций в течение семи рабочих дней предоставляют в МОВУ районов (городов областного значения) документы, подтверждающие количественный и качественный состав военнообязанных, призывников и допризывников.
Таким образом, работодатель должен сдавать в военкомат отчеты о количестве призывников и военнообязанных работников по установленной уполномоченным органом форме.
Внимание! За непредоставление в военкоматы сведений работодатель будет привлечен к административной ответственности по пункту 3 статьи 646 Кодекса об административных правонарушениях РК.
Согласно п. 3 ст. 646 КОАП РК несообщение руководителем или другим должностным лицом организации в орган, осуществляющий воинский учет, о принятых на работу (учебу) граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете по месту жительства, –
влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.
Как быть работодателю, если работника вызывают в военкомат на сборы?
Если работник получил повестку для явки в военкомат, то в период отсутствия работника по данному вызову за ним сохраняется место работы в соответствии со статьей 124 Трудового кодекса РК.
Согласно пункту 6 статьи 43 Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих» за военнообязанными на период воинских сборов сохраняются место работы и занимаемая должность, им выплачивается средняя заработная плата, а неработающим – минимальная заработная плата за счет государства.
Работодатель не имеет права не отпустить работника в военкомат при предоставлении им соответствующей повестки.
Если повестку работнику доставили по месту его работы, то работодатель обязан передать работнику данную повестку под роспись и не препятствовать работнику в посещении военкомата.
Согласно статье 644 КОАП РК неоповещение руководителем или другим ответственным лицом организации, ответственным за военно-учетную работу граждан, о вызове местного органа военного управления, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову местного органа военного управления –
влекут штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.
Таким образом, работодатель отражает в табеле учета рабочего времени, что работник находится на сборах «С» или его вызвали для прохождения медицинского осмотра при призыве на срочную службу и сохраняет за работником должность (место работы).
Как быть, если работника забирают в армию?
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 57 Трудового кодекса РК трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:
6) при поступлении работника на воинскую службу по контракту, службу в правоохранительные и специальные государственные органы со дня предъявления работником соответствующего документа не позднее чем в трехдневный срок.
В соответствии с пунктом 18 статьи 1 Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих» контракт о прохождении воинской службы – договор между уполномоченным органом и гражданином Республики Казахстан о прохождении воинской службы в добровольном порядке, устанавливающий права, обязанности и ответственность сторон на период прохождения гражданином воинской службы.
Срочная воинская служба – воинская служба граждан мужского пола, основанная на их призыве в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования на воинские должности рядового и сержантского составов в порядке, определенном настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 27 Закона гражданам, подлежащим призыву на срочную воинскую службу, в период прохождения медицинской комиссии сохраняются место работы (должность), заработная плата по месту работы при наличии повестки о вызове в местные органы военного управления, а на период прохождения срочной воинской службы – место работы (должность).
Таким образом, работник, призванный на срочную воинскую службу остается работником компании. Трудовой договор с ним не расторгается.
Работодателем издается приказ об освобождении выполнения трудовых обязанностей данным работником в связи с призывом его на воинскую службу.
В период срочной службы работнику не начисляется заработная плата по месту работы, но сохраняется место работы (должность).
При этом, если трудовой договор был расторгнут по инициативе работника, то согласно пункту 3 статьи 124 Трудового договора лица, отслужившие срочную воинскую службу, в течение двух месяцев после ее прохождения имеют преимущественное право при приеме на работу в организацию, где они работали до призыва на срочную воинскую службу.
Итак, работодатель обязан вести воинский учет работников, отражать информацию в личных карточках, а так же предоставлять информацию о военнообязанных и призывниках, с которыми заключаются трудовые договора в военкоматы в установленные сроки.
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |