Прекращение деятельности налогоплательщиков в принудительном порядке
Опубликованно: 19.04.2019 в 10:27
Согласно ст. 93 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) прекращению деятельности в принудительном порядке подлежат юридические лица-резиденты, их структурные подразделения, структурные подразделения юридического лица-нерезидента, юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение без открытия структурного подразделения, индивидуальные предприниматели, соответствующие одновременно следующим условиям
Как известно, с 1 января 2018 года введен в действие новый Налоговый Кодекс Республики Казахстан, статьей 93 которого предусмотрено право налоговых органов обращаться в суд с исками о принудительной ликвидации отдельной категории налогоплательщиков.
Прекращению деятельности в принудительном порядке в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса подлежат юридические лица-резиденты, их структурные подразделения, структурные подразделения юридического лица-нерезидента, юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение без открытия структурного подразделения, индивидуальные предприниматели, соответствующие одновременно следующим условиям:
1) до 1 января календарного года, но не менее срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса:
не представлявшие налоговую отчетность;
не совершавшие экспортно-импортные операции;
не осуществлявшие платежи и (или) переводы денег по банковским счетам, за исключением случаев, если сумма платежа и (или) перевода денег за календарный год не превышает 12-кратный минимальной размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года, а также получения пенсионных и (или) социальных выплат;
не состоявшие на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;
2) по состоянию на 1 января календарного года:
не состоящие на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;
не приостановившие представление налоговой отчетности в порядке, определенном ст. ст. 213, 214 Налогового кодекса;
не имеющие на праве собственности объекты обложения налогами на имущество, транспортные средства, земельным налогом, единым земельным налогом, за исключением объектов обложения указанными налогами с физических лиц;
не имеющие задолженность по социальным платежам;
не имеющие налоговую задолженность по налогам и платежам в бюджет, таможенным платежам и налогам в размере более 6-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Данные положения не распространяются на налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу, и осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование.
Налоговые органы ежегодно до 1 июля формируют Перечень налогоплательщиков, подлежащих принудительной ликвидации, и не позднее 1 сентября календарного года направляют исковые заявления в суд для принудительной ликвидации юридических лиц, снятия с учетной регистрации структурных подразделений юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей.
Согласно Перечню на 2019 год по Алматинскому району города Астаны 911 налогоплательщиков подлежат принудительной ликвидации.
Следует отметить, что значительная часть налогоплательщиков была исключена из первоначально сформированного Перечня по причине движения денежных средств по банковским счетам, при чем, не связанных с предпринимательской деятельностью, а такие как получение (погашение) кредита, открытие (снятие) депозита, получение пенсии, переводов и пр.
В отношении данной категории налогоплательщиков, Управление разъясняет, что налогоплательщики, фактически прекратившие деятельность, но продолжающие числиться в государственных органах в качестве субъектов предпринимательства, вправе пройти процедуру ликвидации в добровольном порядке. Такое решение субъектом предпринимательства может быть принято в любое время.
В завершении хочется отметить, что целью принятия нормы, дающей налоговому органу право обращения в суд, является приведение базы данных о субъектах предпринимательства в актуальное состояние, исключение из нее лиц, фактически прекративших предпринимательскую деятельность, что в итоге повлечет достоверные статистические данные о лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории республики.
Прекращению деятельности в принудительном порядке в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса подлежат юридические лица-резиденты, их структурные подразделения, структурные подразделения юридического лица-нерезидента, юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение без открытия структурного подразделения, индивидуальные предприниматели, соответствующие одновременно следующим условиям:
1) до 1 января календарного года, но не менее срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса:
не представлявшие налоговую отчетность;
не совершавшие экспортно-импортные операции;
не осуществлявшие платежи и (или) переводы денег по банковским счетам, за исключением случаев, если сумма платежа и (или) перевода денег за календарный год не превышает 12-кратный минимальной размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года, а также получения пенсионных и (или) социальных выплат;
не состоявшие на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;
2) по состоянию на 1 января календарного года:
не состоящие на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;
не приостановившие представление налоговой отчетности в порядке, определенном ст. ст. 213, 214 Налогового кодекса;
не имеющие на праве собственности объекты обложения налогами на имущество, транспортные средства, земельным налогом, единым земельным налогом, за исключением объектов обложения указанными налогами с физических лиц;
не имеющие задолженность по социальным платежам;
не имеющие налоговую задолженность по налогам и платежам в бюджет, таможенным платежам и налогам в размере более 6-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Данные положения не распространяются на налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу, и осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование.
Налоговые органы ежегодно до 1 июля формируют Перечень налогоплательщиков, подлежащих принудительной ликвидации, и не позднее 1 сентября календарного года направляют исковые заявления в суд для принудительной ликвидации юридических лиц, снятия с учетной регистрации структурных подразделений юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей.
Согласно Перечню на 2019 год по Алматинскому району города Астаны 911 налогоплательщиков подлежат принудительной ликвидации.
Следует отметить, что значительная часть налогоплательщиков была исключена из первоначально сформированного Перечня по причине движения денежных средств по банковским счетам, при чем, не связанных с предпринимательской деятельностью, а такие как получение (погашение) кредита, открытие (снятие) депозита, получение пенсии, переводов и пр.
В отношении данной категории налогоплательщиков, Управление разъясняет, что налогоплательщики, фактически прекратившие деятельность, но продолжающие числиться в государственных органах в качестве субъектов предпринимательства, вправе пройти процедуру ликвидации в добровольном порядке. Такое решение субъектом предпринимательства может быть принято в любое время.
В завершении хочется отметить, что целью принятия нормы, дающей налоговому органу право обращения в суд, является приведение базы данных о субъектах предпринимательства в актуальное состояние, исключение из нее лиц, фактически прекративших предпринимательскую деятельность, что в итоге повлечет достоверные статистические данные о лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории республики.
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |