Изменения по валютному контролю с 01 июля 2019 года.

Опубликованно: 24.06.2019 в 10:02

С 01 июля 2019 года вступает в действие новый Закон О валютном регулировании и валютном контроле (далее - Закон) и Правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля, утвержденные постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 марта 2019 года № 42 (далее – Правила).
Законом представлено понятие «резиденты РК» в целях осуществления валютных операций в несколько расширенном виде.


Резидентами Республики Казахстан (далее – резиденты) для целей настоящего Закона и иных нормативных правовых актов в сфере валютного регулирования и валютного контроля признаются:


      граждане Республики Казахстан, за исключением граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих в иностранном государстве на основе права, предоставленного в соответствии с законодательством этого иностранного государства;


      иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан на основании разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан;


      юридические лица (за исключением международных организаций), созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с местом нахождения в Республике Казахстан, а также их филиалы (представительства);


      международные организации с местом нахождения в Республике Казахстан, если международным договором об их учреждении для них определен статус резидента;


      загранучреждения Республики Казахстан;

      филиалы (представительства) иностранных нефинансовых организаций, которые являются постоянными учреждениями таких иностранных нефинансовых организаций в Республике Казахстан в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс), за исключением филиалов (представительств) иностранных нефинансовых организаций, признаваемых нерезидентами Республики Казахстан в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Т.е. постоянное учреждения нерезидентов их филиалы и представительства в РК при осуществлении валютных операций с  01 июля 2019 года признаются резидентами РК, а это означает, что с таким постоянным учреждением (филиалами представительством) нельзя заключать договор в иностранной валюте. С данными лицами сделки должны будут с 01 июля 2019 года совершаться исключительно в тенге.

 Но, при этом, Перечень филиалов (представительств) иностранных нефинансовых организаций, для которых статус нерезидента по валютному законодательству Республики Казахстан установлен условиями соглашений, заключенных от имени Республики Казахстан с иностранными организациями, устанавливается актом Правительства Республики Казахстан. Данный перечень утвержден постановлением Правительства 

Республики Казахстан от 11 апреля 2019 года № 179, с ним можно ознакомиться  на сайте

https://nationalbank.kz/?docid=3603&switch=russian.



Т.е., если постоянное учреждение нерезидента, его филиал или представительство включены в Перечень филиалов (представительств) иностранных нефинансовых организаций, для которых статус нерезидента по валютному законодательству Республики Казахстан установлен условиями соглашений, заключенных от имени Республики Казахстан с иностранными организациями, то такие постоянные учреждения нерезидентов будут признаваться нерезидентами и с ними можно будет заключать сделки как в тенге, так и в иностранной валюте.


Что касается вступления в действие новых Правил осуществления экспортно-импортных валютных операций, то.

Правила включают порядок:

- получения учетных номеров по валютным договорам по экспорту или импорту;

контроля выполнения требования репатриации по валютным договорам по экспорту или импорту;

- мониторинга движения денег и иного исполнения обязательств по валютным договорам по экспорту или импорту;

- снятия с учетной регистрации валютных договоров по экспорту или импорту.

Понятия, применяемые в Правилах, используются в значениях, указанных в Законе Республики Казахстан от 7 января 2003 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» и Законе о валютном регулировании и валютном контроле.

Исключены понятия «Контракт», «Акт сверки по контракту», «Журнал регистрации контрактов», «учетная регистрация контракта», «банк учетной регистрации контрактов», «лицензия», «паспорт сделки», «орган государственных доходов».

Вместо данный понятий используются понятия : «учетный номер», «учетная регистрация», «банк учетной регистрации», «журнал регистрации».

Контракт заменен на «Валютный договор» - данное понятие определено в Законе.

Валютный договор – соглашения, учредительные документы, включая изменения и (или) дополнения к ним, а также иные документы, на основании и (или) во исполнение которых осуществляются валютные операции.

Определено понятие «срок репатриации»:

Срок, в который резидентом (за исключением филиала (представительства) иностранной организации) выполняется требование репатриации, (далее – срок репатриации) определяется исходя из условий исполнения обязательств сторонами валютного договора по экспорту или импорту в порядке, определенном правилами осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан.

Правилами осуществления экспортно-импортного валютного контроля, утвержденными Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 марта 2019 года № 42, (далее – Правила) определено, что срок репатриации - рассчитываемый экспортером или импортером, исходя из условий исполнения обязательств сторонами по валютному договору по экспорту или импорту, период времени между:

датой экспорта и датой поступления валюты в оплату экспорта;

датой платежа и (или) перевода денег по импорту и датой возврата неиспользованного авансового платежа по импорту в случае неисполнения и (или) неполного исполнения обязательств нерезидентом;

датой платежа и (или) перевода денег по импорту и датой импорта в случае отсутствия в валютном договоре по импорту сроков возврата неиспользованного авансового платежа.

Условия валютного договора по экспорту или импорту, на который распространяется требование репатриации, должны предусматривать сроки исполнения обязательств нерезидентами. Уполномоченные банки, обслуживающие валютные договоры по экспорту или импорту, вправе потребовать от резидента уточнения срока репатриации.

В целях контроля за репатриацией национальной и иностранной валюты в валютном договоре должны быть обязательно предусмотрены сроки исполнения обязательств нерезидентами.

Срок репатриации рассчитывается экспортером или импортером, исходя из условий исполнения обязательств сторонами по валютному договору по экспорту или импорту в порядке, предусмотренном в приложении 2 к настоящим Правилам, и указывается как количество полных лет и дней.

Порядок расчета срока репатриации не изменился.

Было внесено дополнение, касающееся исчисления срока репатриации при экспорте:

Если договором предусмотрено перемещение товаров между Республикой Казахстан и другим государством-членом Союза, и обязательство по поставке товара экспортера заключается в передаче товара после пересечения границы Республики Казахстан, экспортер рассчитывает срок репатриации путем прибавления к максимальному по валютному договору сроку исполнения нерезидентом обязательств по оплате товара срока, необходимого для доставки товара до места передачи товара, который не должен превышать 1 (один) год.

Данное положение рассматривает порядок расчета срока репатриации, когда экспортер передает товар покупателю из ЕАЭС после пересечения границы РК.

Если валютным договором предусмотрено перемещение товаров между Республикой Казахстан и другим государством-членом Союза для экспорта, к сроку репатриации, рассчитанному экспортером, добавляется период времени в 180 (сто восемьдесят) дней, необходимый для получения от нерезидента заявления о ввозе товаров, имеющего подтверждение об уплате косвенных налогов или освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость и (или) акцизов (далее – заявление о ввозе товаров).

В данном случае экспортер может продлить срок репатриации до 180 календарных дней, до получения им заявления о ввозе от своего покупателя.

Аналогичное дополнение было внесено и при исчислении срока репатриации при импорте.

С 01 июля 2019 года требование репатриации считается частично или полностью исполненным в случае: 

1) зачисления национальной и (или) иностранной валюты на счета резидента в иностранных банках, предназначенные для обеспечения обязательств резидента в соответствии с условиями привлеченного от нерезидента финансового займа или для обеспечения деятельности филиалов (представительств) резидента, открытых за рубежом;

 2) использования иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения за пределами Республики Казахстан выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий, для покрытия расходов в период их проведения;

 3) зачисления на счета в иностранных банках транспортных организаций-резидентов валютной выручки в целях оплаты расходов, связанных с выплатой портовых и иных сборов на территориях иностранных государств и обслуживанием находящихся за пределами Республики Казахстан транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Республики Казахстан филиалов (представительств) таких транспортных организаций;

 4) прекращения обязательства нерезидента зачетом встречного требования по валютным договорам по экспорту или импорту;

      5) прекращения обязательства нерезидента заменой первоначального обязательства, существовавшего между резидентом и нерезидентом, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения;

      6) получения страховой выплаты при наступлении страхового случая по договорам страхования риска неисполнения нерезидентом обязательств.

Платежи и (или) переводы денег по валютному договору по экспорту или импорту, на который распространяется требование получения учетного номера, осуществляются экспортером или импортером через уполномоченный банк (его филиал), который обслуживает его банковский счет.

Введены требования, когда необходимо получать учетный номер валютного договора:


1) в уполномоченном банке (его филиале), который обслуживает банковский счет экспортера или импортера, – если все платежи и (или) переводы денег осуществляются с использованием счета экспортера или импортера в уполномоченном банке (его филиале);

2) в уполномоченном банке (его филиале), который обслуживает банковский счет экспортера или импортера, – если платежи и (или) переводы денег осуществляются с использованием счетов, открытых как в уполномоченном банке (его филиале), так и в иностранном банке;

3) в территориальном филиале Национального Банка по месту постоянного проживания или нахождения экспортера или импортера – если все платежи и (или) переводы денег осуществляются с использованием счета экспортера или импортера в иностранном банке, указанного в подпункте 1) пункта 3 статьи 9 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. 

Получение учетного номера осуществляется экспортером или импортером до начала исполнения обязательств по валютному договору по экспорту или импорту любой из его сторон. 

Валютный договор по экспорту или импорту подлежит учетной регистрации, если сумма такого договора превышает 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов Соединенных Штатов Америки (далее – США) в эквиваленте.

Для получения учетного номера экспортер или импортер представляет в уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка:

      1) заявление о принятии валютного договора по экспорту или импорту на валютный контроль по форме согласно приложению 1 к Правилам;

      2) оригинал или копию валютного договора по экспорту или импорту. Если валютный договор по экспорту или импорту заключен на иностранном языке, то представляется его перевод на казахский или русский язык.

       При получении в территориальном филиале Национального Банка учетного номера экспортер или импортер дополнительно представляет документ с образцами подписей.

Правилами так же определено, когда получение учетного номера не требуется:

      1) при перемещении Национальным Банком или уполномоченным банком наличных денег через границу Республики Казахстан;

      2) при вывозе Национальным Банком или уполномоченным банком драгоценных металлов для размещения на своих металлических счетах в иностранных банках;

      3) при ввозе Национальным Банком или уполномоченным банком драгоценных металлов на территорию Республики Казахстан;

      4) валютным договорам по экспорту или импорту, оплата по которым производится за счет государственных внешних займов Республики Казахстан или внешних займов, обеспеченных гарантией Республики Казахстан;

      5) валютным договорам по экспорту или импорту, заключенным государственными учреждениями и государственными предприятиями Республики Казахстан, осуществляющими платежи и (или) переводы денег через подразделения (ведомства) государственных органов;

      6) валютным договорам по экспорту или импорту, заключенным уполномоченным банком и иными финансовыми организациями-резидентами с нерезидентами, предусматривающими оказание услуг;

      7) валютным договорам, предусматривающим приобретение или погашение электронных денег;

      8) валютным договорам по экспорту или импорту товаров, условиями которых не предусмотрено перемещение товаров через границу Республики Казахстан.

По действующим на 1 июля 2019 года валютным договорам по экспорту или импорту, которым присвоены учетные номера до введения в действие Правил, получение новых учетных номеров не требуется.

Если экспортер или импортер имеет действующий по состоянию на 1 июля 2019 года валютный договор по экспорту или импорту работ, услуг без учетного номера на сумму, превышающую 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов США в эквиваленте:

      1) уполномоченный банк (его филиал) отказывает в проведении платежа и (или) перевода денег по такому договору;

      2) экспортер или импортер обращается за получением учетного номера в уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка в срок не позднее 6 (шести) месяцев со дня введения в действие Правил, но до начала исполнения обязательств по такому договору.

Следует так же отметить, что в случае перехода в другой банк новый учетный номер валютном договору не присваивается.

Но, при переходе в другой банк экспортеру или импортеру необходимо представить:

в предыдущий банк учетной регистрации:

      1) заявление в произвольной форме о снятии с валютного контроля валютного договора по экспорту или импорту в связи с переходом в другой банк;

      2) письменное согласие в произвольной форме на передачу информации об исполнении обязательств по валютному договору по экспорту или импорту в другой уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка по его запросу (далее – письменное согласие экспортера или импортера).

Уполномоченный банк (его филиал), являющийся предыдущим банком учетной регистрации, после получения заявления о снятии с валютного контроля валютного договора по экспорту или импорту не осуществляет платежи и (или) переводы денег по такому договору.

в новый банк представляет:

      1) заявление о принятии валютного договора по экспорту или импорту на валютный контроль по форме согласно приложению 1 к Правилам;

      2) оригинал или копию валютного договора по экспорту или импорту.

      При электронном документообороте экспортер или импортер представляет электронную копию валютного договора по экспорту или импорту.

Полностью порядок перевода валютного договора в другой банк определен Правилами.

Следует обратить особое внимание, когда срок репатриации истек, а сумма неисполненных нерезидентом обязательств по валютному договору по экспорту или импорту перед экспортером или импортером превысила 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов США в эквиваленте, уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка, являющийся банком учетной регистрации, не позднее 5 (пятого) числа месяца, следующего за месяцем истечения срока репатриации, направляет экспортеру или импортеру запрос в произвольной форме о представлении:

      1) информации о причинах необеспечения выполнения требования репатриации;

      2) документов, подтверждающих наступление обстоятельств, влияющих на сроки и условия исполнения обязательств нерезидентом по валютному договору по экспорту или импорту.



И в завершении обзора, хотелось обратить внимание на  то, как будет осуществляться с  01 июля 2019 года процедура экспортно-импортного валютного контроля в Казахстане


Экспортеры и импортеры (участники ВЭД)

1. Получают учетные номера валютным договорам, предусматривающие перемещение товаров как через территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), так и внутри ЕАЭС, на сумму свыше эквивалента 50 000 $.

2. Если возникли обстоятельства, влияющие на сроки и условия исполнения обязательств сторонами по валютному договору по экспорту или импорту, представляют информацию и подтверждающие документы (при наличии) в банк учетной регистрации.

3. Если возникли обстоятельства, влияющие на сроки и условия исполнения обязательств сторонами по валютному договору по экспорту или импорту, представляет информацию и подтверждающие документы (при наличии) в банк учетной регистрации.

 

Банки второго уровня (обслуживающие банки)

1. Отказывают в проведении платежа и (или) перевода денег по договору, действующему на 1 июля 2019 года без учетного номера на сумму, превышающую 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов США в эквиваленте.

2. Направляют в Национальный Банк информацию по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме в течение 3 (трех) рабочих дней со дня присвоения учетного номера, снятия с учетной регистрации, возобновления процедур контроля выполнения требования репатриации по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером. 

3. Направляют в Национальный Банк информацию об исполнении обязательств по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 6 к Правилам в случае исполнения обязательств.

4. Осуществляют валютный контроль путем сопоставления сведений о движении товаров и денег по валютным договорам, получившим учетный номер.

5. Направляют в НБ РК информацию о нарушителях требования репатриации

6. Осуществляют мониторинг платежей и (или) переводов денег, осуществляемых в рамках валютных договоров по экспорту или импорту, заключенных на сумму от 10 000 (десяти тысяч) до 50 000 (пятидесяти тысяч) долларов США (включительно) в эквиваленте.

 

Национальный банк РК

1. Для целей мониторинга валютных операций Национальный Банк РК:

    1) осуществляет учетную регистрацию валютных договоров, на основании и (или) во исполнение которых проводятся операции движения капитала, и получает информацию о проводимых по ним валютных операциях и связанных с ними требованиях к нерезидентам и обязательствах перед нерезидентами;

2) получает уведомления о проведенных валютных операциях, включая информацию о проведенных платежах и (или) переводах денег по валютным операциям;

3) получает уведомления о счетах в иностранных банках, открытых резидентами (за исключением банков и филиалов (представительств) иностранных организаций), и осуществляет учетную регистрацию таких счетов;

4) получает на регулярной основе информацию от филиалов (представительств) иностранных нефинансовых организаций, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан.

2. Ежедневно направляет в орган государственных доходов информацию по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 4 к Правилам для ежедневной загрузки органом государственных доходов в свою информационную систему.

3. Перенаправляет органу государственных доходов полученный от уполномоченного банка, являющегося банком учетной регистрации, электронный запрос в течение 1 (одного) рабочего дня.

4. Перенаправляет уполномоченному банку, являющемуся банком учетной регистрации, информацию по декларациям на товары, электронным счетам-фактурам, заявлениям о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в течение 1 (одного) рабочего дня после ее получения от органа государственных доходов.

5. Осуществляет работу с экспортерами/импортерами по ответственности за нарушение требования репатриации

4. При наличии признаков уголовно наказуемого деяния филиал Национального Банка направляет информацию в правоохранительные органы в соответствии с их полномочиями, установленными законами Республики Казахстан.

 

КГД МФ РК

1. Должностное лицо территориального подразделения органа государственных доходов производит сверку соответствия учетного номера номеру, указанному в декларации на товары.

2. Направляет в Национальный Банк информацию о движении товаров по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 7 к Правилам ежемесячно в срок до 10 (десятого) числа (включительно) месяца, следующего за отчетным периодом.

3. При отсутствии декларации на товары, представленной экспортером или импортером в качестве документа валютного контроля, в информационной системе банка учетной регистрации, территориальное подразделение органа государственных доходов в течение трех рабочих дней после обращения экспортера или импортера предоставляет информацию о наличии декларации на товары в информационной системе органа государственных доходов Республики Казахстан.

4. Орган государственных доходов направляет Национальному Банку в течение 1 (одного) рабочего дня после получения электронного запроса:

1) информацию о движении товаров по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 7 к Правилам с указанием сведений по декларациям на товары;

2) информацию по электронным счетам-фактурам по форме согласно приложению 8 к Правилам;

3) информацию по заявлениям о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме согласно приложению 9 к Правилам

4. Извещает Национальный Банк об изменениях и (или) дополнениях:

1) в сведениях по декларациям на товары в информации о движении товаров по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 7 к Правилам – в срок до 10 (десятого) числа (включительно) месяца, следующего за отчетным периодом;

 2) в информации по электронным счетам-фактурам по форме согласно приложению 8 к Правилам – в течение 1 (одного) рабочего дня со дня поступления сведений об изменении электронных счетов-фактур;

3) в информации об изменениях в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, информация по которым ранее направлена органом государственных доходов, по форме согласно приложению 11 к Правилам – в течение 1 (одного) рабочего дня со дня поступления информации об изменениях в заявлениях о ввозе товаров, информация по которым ранее направлена органом государственных доходов.


Надеемся, что данная информация поможет Вам подготовится  при осуществлении Вами валютных операций к нововведениям, касающимся осуществления валютных операций на территории РК, пересмотреть договора и при необходимости перезаключить договора с филиалами нерезидентов (оформить дополнительные соглашения) на валюту договора - тенге, которые с  01 июля 2019 года, признаются в целях валютного контроля резидентами РК.

А так же пересмотреть и привести в порядок валютные договора, которым присвоены или должны быть присвоены учетные номера, определить верные сроки репатриации валюты и привести валютный учет в соответствие с законодательством РК о валютном регулировании и валютном контроле.

Базовые ставки в РК

МЗП 60 000 тг
МРП 3 063 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Базовая ставка 13.5 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 917 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 778 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 2 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 525 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 28 284 тг
МРП 2 405 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 24 459 тг
МРП 2 269 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %
ОСМС (01.07.2017) 2 %
МЗП 22 859 тг
МРП 2 121 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %