Налоговые проверки
Опубликованно: 28.06.2019 в 10:34
Одной из основных задач, возложенных на органы государственных доходов, является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов и платежей в бюджет, при этом необходимым условием функционирования налоговой системы любого государства является эффективный налоговый контроль. К одной из форм налогового контроля относятся налоговые проверки.
Налоговая проверка представляет собой комплексное исследование первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговой отчетности, любых других документов, имеющих отношение к вопросам исполнения налоговых обязательств, осмотр (обследование) имущества, принадлежащего налогоплательщику.
Налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы.
Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:
1) документальная проверка;
2) хронометражное обследование.
1. Документальные проверки подразделяются на следующие виды:
- комплексная проверка - проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет;
- тематическая проверка - проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, полноты и своевременности удержания и (или) перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных настоящим кодексом, а также по вопросам государственного контроля при применении трансфертных цен;
- встречная проверка - проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами.
Хронометражное обследование - проверка, проводимая налоговыми органами, с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода, за период, в течение которого проводится обследование.
Налоговые проверки подразделяются на следующие типы:
1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска - назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщика (налогового агента) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента);
2) внеплановые - налоговые проверки, не являющиеся проверкой по особому порядку на основе оценки степени риска, осуществляемые согласно перечня.
Внеплановые проверки могут осуществляться за ранее проверенный период.
При этом внеплановые проверки за ранее проверенный период, за исключением налоговых проверок, проводимых по заявлению самого налогоплательщика (налогового агента), требованию о возврате превышения налога на добавленную стоимость, указанному в декларации по налогу на добавленную стоимость, по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан или в связи с жалобой налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки и (или) решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, проводятся на основании решения уполномоченного органа.
Налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения комплексной и (или) тематической проверок, проводимых по особому порядку на основе степени оценки риска, направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (налоговому агенту) по форме, установленной уполномоченным органом.
2. Извещение направляется или вручается налогоплательщику (налоговому агенту) по месту нахождения, указанному в регистрационных данных.
Извещение, направленное по почте заказным письмом с уведомлением, считается врученным со дня получения ответа почтовой или иной организации связи.
3. В случае отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, проведение выборочной комплексной и (или) выборочной тематической проверки осуществляется без извещения.
4. В извещении указываются вид налоговой проверки, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов, права и обязанности налогоплательщика (налогового агента) при проведении налоговой проверки, а также другие данные, необходимые для проведения налоговой проверки.
5. Налоговый орган вправе начать налоговую проверку без извещения налогоплательщика (налогового агента) о начале проверки в тех случаях, когда имеется обоснованный риск, что налогоплательщик (налоговый агент) может скрыть или уничтожить необходимые для проведения проверки документы, связанные с налогообложением, либо имеются другие обстоятельства, делающие проверку невозможной или не позволяющие провести ее в полном объеме.
Налоговый орган осуществляет налоговую проверку без извещения налогоплательщика на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа.
Сроки проведения проверки
Срок проведения налоговых проверок не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания. Налоговым Кодексом установлены максимальные сроки проведения налоговых проверок, которые могут быть продлены органами налоговой службы до 60 рабочих дней. Для юридических лиц, имеющих структурные подразделения и для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу срок проверки продлевается до ста восьмидесяти рабочих дней.
Течение срока проведения налоговой проверки может приостанавливаться на период времени между датой вручения налогоплательщику требования органа налоговой службы о представлении сведений и документов и датой представления их налогоплательщиком. Также приостанавливается проверка при отправке запроса в иностранные государства о предоставлении информации.
При этом орган налоговой службы, осуществляющий налоговую проверку, обязан вручить налогоплательщику под роспись или направить ему по почте заказным письмом с уведомлением извещение о приостановлении или возобновлении налоговой проверки не позднее трех рабочих дней с даты приостановления или возобновления. Необходимо отметить, что в период осуществления налоговой проверки не допускается прекращение данной проверки по налоговому заявлению налогоплательщика.
По завершении налоговой проверки должностным лицом органа налоговой службы составляется акт налоговой проверки, в т.ч. если нарушения не были установлены, который закрепляется подписями участников налоговой проверки.
Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки. Акт считается врученным, если налогоплательщик поставил отметку о его получении.
Следует особо отметить, что налогоплательщик обязан подписать акт налоговой проверки, в т.ч. и в случаях имеющихся разногласий с выводами налоговой проверки. При этом налогоплательщик вправе при подписании указать соответствующую отметку о несогласии с результатами проверки в акте проверки.
Важно отметить, что в случаях уклонения налогоплательщиком от проведения налоговой проверки, а также от подписания акта проверки органом налоговой службы вправе инициировать принудительный привод органами финансовой полиции.
При невозможности вручения акта налогоплательщику проводится налоговое обследование. При этом сроком завершения налоговой проверки будет являться дата проведения налогового обследования.
Решение по результатам налоговой проверки
По результатам налоговой проверки в случае выявленных и начисленных суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет и пени налогов и платежей органом налоговой службы выносится уведомление, которое направляется налогоплательщику. В случае, если по завершении налоговой проверки нарушения налогового законодательства Республики Казахстан не установлены, уведомление по результатам налоговой проверки не выносится.
В случае проводимой в рамках возбужденного уголовного дела налоговой проверки уведомление о результатах налоговой проверки налогоплательщика, в отношении которого возбуждено уголовное дело, выносится по завершении рассмотрения такого уголовного дела.
Налогоплательщик, получивший уведомление о результатах налоговой проверки, обязан исполнить его в сроки, установленные в уведомлении, если не обжаловал результаты налоговой проверки.
В случае согласия налогоплательщика с доначисленными суммами по акту проверки сроки исполнения налогового обязательства по их уплате могут быть продлены на шестьдесят рабочих дней по заявлению налогоплательщика с приложением графика уплаты.
Не подлежит продлению срок исполнения налогового обязательства по уплате начисленных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет и пеней по результатам налоговой проверки после обжалования результатов проверки.
Налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы.
Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:
1) документальная проверка;
2) хронометражное обследование.
1. Документальные проверки подразделяются на следующие виды:
- комплексная проверка - проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет;
- тематическая проверка - проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, полноты и своевременности удержания и (или) перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных настоящим кодексом, а также по вопросам государственного контроля при применении трансфертных цен;
- встречная проверка - проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами.
Хронометражное обследование - проверка, проводимая налоговыми органами, с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода, за период, в течение которого проводится обследование.
Налоговые проверки подразделяются на следующие типы:
1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска - назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщика (налогового агента) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента);
2) внеплановые - налоговые проверки, не являющиеся проверкой по особому порядку на основе оценки степени риска, осуществляемые согласно перечня.
Внеплановые проверки могут осуществляться за ранее проверенный период.
При этом внеплановые проверки за ранее проверенный период, за исключением налоговых проверок, проводимых по заявлению самого налогоплательщика (налогового агента), требованию о возврате превышения налога на добавленную стоимость, указанному в декларации по налогу на добавленную стоимость, по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан или в связи с жалобой налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки и (или) решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, проводятся на основании решения уполномоченного органа.
Налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения комплексной и (или) тематической проверок, проводимых по особому порядку на основе степени оценки риска, направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (налоговому агенту) по форме, установленной уполномоченным органом.
2. Извещение направляется или вручается налогоплательщику (налоговому агенту) по месту нахождения, указанному в регистрационных данных.
Извещение, направленное по почте заказным письмом с уведомлением, считается врученным со дня получения ответа почтовой или иной организации связи.
3. В случае отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, проведение выборочной комплексной и (или) выборочной тематической проверки осуществляется без извещения.
4. В извещении указываются вид налоговой проверки, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов, права и обязанности налогоплательщика (налогового агента) при проведении налоговой проверки, а также другие данные, необходимые для проведения налоговой проверки.
5. Налоговый орган вправе начать налоговую проверку без извещения налогоплательщика (налогового агента) о начале проверки в тех случаях, когда имеется обоснованный риск, что налогоплательщик (налоговый агент) может скрыть или уничтожить необходимые для проведения проверки документы, связанные с налогообложением, либо имеются другие обстоятельства, делающие проверку невозможной или не позволяющие провести ее в полном объеме.
Налоговый орган осуществляет налоговую проверку без извещения налогоплательщика на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа.
Сроки проведения проверки
Срок проведения налоговых проверок не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания. Налоговым Кодексом установлены максимальные сроки проведения налоговых проверок, которые могут быть продлены органами налоговой службы до 60 рабочих дней. Для юридических лиц, имеющих структурные подразделения и для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу срок проверки продлевается до ста восьмидесяти рабочих дней.
Течение срока проведения налоговой проверки может приостанавливаться на период времени между датой вручения налогоплательщику требования органа налоговой службы о представлении сведений и документов и датой представления их налогоплательщиком. Также приостанавливается проверка при отправке запроса в иностранные государства о предоставлении информации.
При этом орган налоговой службы, осуществляющий налоговую проверку, обязан вручить налогоплательщику под роспись или направить ему по почте заказным письмом с уведомлением извещение о приостановлении или возобновлении налоговой проверки не позднее трех рабочих дней с даты приостановления или возобновления. Необходимо отметить, что в период осуществления налоговой проверки не допускается прекращение данной проверки по налоговому заявлению налогоплательщика.
По завершении налоговой проверки должностным лицом органа налоговой службы составляется акт налоговой проверки, в т.ч. если нарушения не были установлены, который закрепляется подписями участников налоговой проверки.
Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки. Акт считается врученным, если налогоплательщик поставил отметку о его получении.
Следует особо отметить, что налогоплательщик обязан подписать акт налоговой проверки, в т.ч. и в случаях имеющихся разногласий с выводами налоговой проверки. При этом налогоплательщик вправе при подписании указать соответствующую отметку о несогласии с результатами проверки в акте проверки.
Важно отметить, что в случаях уклонения налогоплательщиком от проведения налоговой проверки, а также от подписания акта проверки органом налоговой службы вправе инициировать принудительный привод органами финансовой полиции.
При невозможности вручения акта налогоплательщику проводится налоговое обследование. При этом сроком завершения налоговой проверки будет являться дата проведения налогового обследования.
Решение по результатам налоговой проверки
По результатам налоговой проверки в случае выявленных и начисленных суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет и пени налогов и платежей органом налоговой службы выносится уведомление, которое направляется налогоплательщику. В случае, если по завершении налоговой проверки нарушения налогового законодательства Республики Казахстан не установлены, уведомление по результатам налоговой проверки не выносится.
В случае проводимой в рамках возбужденного уголовного дела налоговой проверки уведомление о результатах налоговой проверки налогоплательщика, в отношении которого возбуждено уголовное дело, выносится по завершении рассмотрения такого уголовного дела.
Налогоплательщик, получивший уведомление о результатах налоговой проверки, обязан исполнить его в сроки, установленные в уведомлении, если не обжаловал результаты налоговой проверки.
В случае согласия налогоплательщика с доначисленными суммами по акту проверки сроки исполнения налогового обязательства по их уплате могут быть продлены на шестьдесят рабочих дней по заявлению налогоплательщика с приложением графика уплаты.
Не подлежит продлению срок исполнения налогового обязательства по уплате начисленных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет и пеней по результатам налоговой проверки после обжалования результатов проверки.
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |