ВСЕГО У 10% «АКТИВНЫХ» НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ВЫЯВЛЕНЫ НАРУШЕНИЯ И НАПРАВЛЕНЫ УВЕДОМЛЕНИЯ
Опубликованно: 22.08.2019 в 10:39
Налоговым кодексом РК установлены различные формы налогового контроля. При этом, как показывает практика, основными являются налоговые проверки и камеральный контроль.
В целях развития дистанционного мониторинга, в течение последних трех лет Комитетом проведена серьезная работа по оптимизации контрольных мероприятий. Об этом в ходе конференции, посвященной пятилетию создания органов государственных доходов, рассказал Директор департамента контроля КГД Ержан Токтарханов.
В целях развития дистанционного мониторинга, в течение последних трех лет Комитетом проведена серьезная работа по оптимизации контрольных мероприятий. Об этом в ходе конференции, посвященной пятилетию создания органов государственных доходов, рассказал Директор департамента контроля КГД Ержан Токтарханов.
С 2017 года проводится совместная работа с Генеральной прокуратурой и НПП «Атамекен» по планомерному снижению нагрузки на бизнес, в том числе в части сокращения проверок.
В связи с чем, в настоящее время акцент в налоговом администрировании перенесен с налоговых проверок на проведение камерального контроля.
«Первоочередной целью камерального контроля является предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений. В настоящее время, по расхождениям с наибольшим риском выставляются уведомления, по менее рисковым нарушениям направляются извещения, которые носят информативный характер, а по небольшим суммам нарушений уведомления и извещения вовсе не направляются», - рассказал Е.Токтарханов.
По его словам, за истекший период 2019 года, из всего числа «активных» налогоплательщиков, т.е. имевших обороты, выставлено уведомление только каждому десятому налогоплательщику.
Показатель результативности направленных уведомлений по камеральному контролю по итогам 1 полугодия 2019 года составил 60%, и он продолжает расти.
«В течение 2019 года по результатам камерального контроля налогоплательщиками самостоятельно сданы дополнительные декларации и начислено налогов в размере 94,9 млрд. тенге, из которых взыскано 81,5 млрд. тенге.
Камеральный контроль никак не является барьером для добросовестных налогоплательщиков, а наоборот, помогает и сигнализирует о допущенных нарушениях, чтобы налогоплательщик мог исправить свои ошибки без штрафов», - подчеркнул представитель КГД.
Токтарханов также остановился на вопросах, требующих решения.
По его словам, основные нарекания со стороны налогоплательщиков приходятся на непринятие пояснений налогоплательщиков, неправомерность принятых налоговыми органами мер в части «закрытия» банковских счетов, на некорректность составленных уведомлений
«Вообще, в целях исключения таких фактов, Комитетом госдоходов утвержден перечень процедур камерального контроля, который дополняется исключительно проверенными типами нарушений, что позволяет качественно снизить фактор направления некорректных уведомлений и извещений», - подчеркнул он.
В настоящее время акцент в камеральном контроле ставится на автоматизированный камеральный контроль. Ситуация анализируются на постоянной основе, и в результате чего, в дополнение ко всему, предлагаются еще соответствующие поправки в законодательство или составляются внутренние регламенты.
Так, с учетом предложений налогоплательщиков был предложен ряд поправок по взаимодействию в рамках камерального контроля.
С начала следующего года будут действовать изменения в Налоговом законодательстве, в силу которых:
1) Решение о не исполнении уведомления будет выноситься в сроки и по форме, утверждённой приказом Министра финансов РК;
2) Налогоплательщикам будет предоставлено право обжалования Решения о не исполнении уведомления;
3) Предоставлено право внесения ходатайства налогоплательщика на восстановление пропущенного срока обжалования по уважительной причине;
4) При подаче жалобы на Решение, до рассмотрения такой жалобы будет приостановлено закрытие по банковским счетам налогоплательщика и назначение налоговым органом внеплановой налоговой проверки.
В завершение Е.Токтарханов отметил, что совместная работа органов государственных доходов и бизнес-сообществ помогает нивелировать острые вопросы в законодательстве и, соответственно, разрешать их.
В связи с чем, в настоящее время акцент в налоговом администрировании перенесен с налоговых проверок на проведение камерального контроля.
«Первоочередной целью камерального контроля является предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений. В настоящее время, по расхождениям с наибольшим риском выставляются уведомления, по менее рисковым нарушениям направляются извещения, которые носят информативный характер, а по небольшим суммам нарушений уведомления и извещения вовсе не направляются», - рассказал Е.Токтарханов.
По его словам, за истекший период 2019 года, из всего числа «активных» налогоплательщиков, т.е. имевших обороты, выставлено уведомление только каждому десятому налогоплательщику.
Показатель результативности направленных уведомлений по камеральному контролю по итогам 1 полугодия 2019 года составил 60%, и он продолжает расти.
«В течение 2019 года по результатам камерального контроля налогоплательщиками самостоятельно сданы дополнительные декларации и начислено налогов в размере 94,9 млрд. тенге, из которых взыскано 81,5 млрд. тенге.
Камеральный контроль никак не является барьером для добросовестных налогоплательщиков, а наоборот, помогает и сигнализирует о допущенных нарушениях, чтобы налогоплательщик мог исправить свои ошибки без штрафов», - подчеркнул представитель КГД.
Токтарханов также остановился на вопросах, требующих решения.
По его словам, основные нарекания со стороны налогоплательщиков приходятся на непринятие пояснений налогоплательщиков, неправомерность принятых налоговыми органами мер в части «закрытия» банковских счетов, на некорректность составленных уведомлений
«Вообще, в целях исключения таких фактов, Комитетом госдоходов утвержден перечень процедур камерального контроля, который дополняется исключительно проверенными типами нарушений, что позволяет качественно снизить фактор направления некорректных уведомлений и извещений», - подчеркнул он.
В настоящее время акцент в камеральном контроле ставится на автоматизированный камеральный контроль. Ситуация анализируются на постоянной основе, и в результате чего, в дополнение ко всему, предлагаются еще соответствующие поправки в законодательство или составляются внутренние регламенты.
Так, с учетом предложений налогоплательщиков был предложен ряд поправок по взаимодействию в рамках камерального контроля.
С начала следующего года будут действовать изменения в Налоговом законодательстве, в силу которых:
1) Решение о не исполнении уведомления будет выноситься в сроки и по форме, утверждённой приказом Министра финансов РК;
2) Налогоплательщикам будет предоставлено право обжалования Решения о не исполнении уведомления;
3) Предоставлено право внесения ходатайства налогоплательщика на восстановление пропущенного срока обжалования по уважительной причине;
4) При подаче жалобы на Решение, до рассмотрения такой жалобы будет приостановлено закрытие по банковским счетам налогоплательщика и назначение налоговым органом внеплановой налоговой проверки.
В завершение Е.Токтарханов отметил, что совместная работа органов государственных доходов и бизнес-сообществ помогает нивелировать острые вопросы в законодательстве и, соответственно, разрешать их.
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |