МНЭ предлагает внести ряд изменений в Налоговый кодекс
Опубликованно: 18.09.2019 в 11:05
Министерство национальной экономики на площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» презентовало ряд изменений в Налоговый кодекс в части налогообложения и совершенствования инвестиционного климата.
В частности, предлагается реформирование налогов на имущество и землю физических лиц. По данным министерства, проведенный анализ показал, что из общего количества плательщиков 60% платят до 1000 тенге, или 4,6% от общей суммы поступлений.
При этом затраты на администрирование как государства, так и налогоплательщиков большие. В этой связи министерством предлагается объединение налогов на имущество и землю с физических лиц без изменения элементов налога (объект обложения, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты). Налог по земельным участкам и имуществу будет считаться по отдельности в своем порядке, а налогоплательщику предъявляется к уплате одной суммой.
Также МНЭ предлагает отменить земельный налог для собственников многоквартирных жилых домов, так как это связано с незначительной суммой налога и значительными затратами на администрирование в связи с большим количеством объектов и сложностью расчета, подчеркивают в ведомстве.
Следующее изменение касается ограничения наличных расчетов. Запрет по отнесению на вычеты по КПН расходов в наличной форме в размере более 1000 МРП. По данным МНЭ аналогичная норма действует по НДС: не относится в зачет сумма НДС, которая подлежит уплате в связи с получением товаров, работ, услуг, по гражданско-правовой сделке оплата которых произведена за наличный расчет с учетом НДС, превышает 1000-кратный размер МРП.
Кроме того, выносится на рассмотрение оплата НДС для электронных услуг. Как отмечают в министерстве иностранные компании, которые оказывают услуги в электронной форме покупателям в Казахстане, не платят налоги, в то время как в РФ и Беларуси услуги в электронной форме облагаются НДС.
В этой связи предлагается установить НДС для услуг в электронной форме (налог на Google). Налог будет уплачивать та иностранная организация, которая непосредственно оказывает услугу покупателю. В части инвестиционных налоговых преференций рассматривается введение инвестиционного налогового кредита. Мера направлена на привлечение новых инвестиций, а также стимулирование развития новых производств. В частности, кредит будет предоставляться на три года по КПН и налогу на имущество.
Он будет беспроцентный, но в случае неисполнения инвестиционной программы, будет начисляться пеня. Также предлагается распространение инвестиционных налоговых преференций на контракты на добычу подземных вод. В настоящее время по активам, связанным с осуществлением деятельности по контракту на недропользование, запрещено применение инвестиционных налоговых преференций. В частности, инвестиционные налоговые преференции заключаются в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию.
В сфере поддержки транзита груза и пассажиров выносится на обсуждение освобождение от НДС по регулярным автомобильным перевозкам пассажиров и багажа на три года, нулевая ставка при перевалке груза с железнодорожного на водный транспорт, нулевая ставка НДС при заправке воздушных судов.
Для развития производства рассматривается освобождение от НДС реализации дилерами транспортных средств и (или) сельскохозяйственной техники отечественного производства; льготное налогообложение (НДС -70%) производства и переработки, подготовки хлопчатобумажного волокна, хлопка-волокна, производства сахара из сахарной свеклы, кондитерских изделий, производства дрожжей; корректировка налоговой базы по акцизу на пиво при реализации на экспорт.
Также предлагается освобождение от НДС оборотов по реализации между участниками одной СЭЗ для всех по аналогии с СЭЗ «Астана - новый город», освобождение от НДС импорта сырья и (или) материалов для производства компонентов транспортных средств и с/х техники, а также оборотов по реализации компонентов транспортных средств и с/х техники для конечного производителя и для реализации на вторичный рынок.
В недропользовании предлагают изменения в части унификации метода учета серной кислоты на закисление в урановой отрасли; освобождение от уплаты НДПИ при утилизации подземных вод, добытых попутно с углеводородами; пересмотр ставок подписного бонуса на лицензии на недропользование.
В финансовом секторе на обсуждения выносят льготы по КПН и ИПН при прощении долга заемщика ипотечными организациями; освобождение от ИПН доходов от прироста стоимости при реализации паев паевых инвестиционных фондов; освобождение от налогообложения инвестиционных доходов Фонда гарантирования страховых выплат в случае направления их на увеличение страхового фонда. Изменения по ИПН касаются устранения двойного налогообложения по договорам ГПХ. Сейчас при исчислении ИПН по договорам гражданско-правового характера суммы обязательных пенсионных взносов не вычитаются. Предлагается уточнение порядка применения вычета.
Также МНЭ рассматривает не признавать доходом физического лица стоимости форменной одежды; исключение условия по заключению договора на оказание услуг при непризнании доходами физического лица расходов работодателя, связанных с доставкой работников до места работы и обратно. Освобождение от ИПН выплат за счет средств спонсорской и благотворительной помощи (аналогично грантам). Поправки Верховного суда касаются обложения страхователей и страховщиков государственной пошлиной в судах при переходе им права требования на основании договора об уступке права требования (цессии); обложения государственной пошлиной жалоб на действия судебного исполнителя.
Также предлагается установление нижних пределов ставок государственной пошлины в судах и увеличение ставок по искам о расторжении брака (дифференцированно с учетом проживания детей), по требованиям неимущественного характера – в 10 раз, по требованиям о признании банкротом – в 20 раз.
При этом затраты на администрирование как государства, так и налогоплательщиков большие. В этой связи министерством предлагается объединение налогов на имущество и землю с физических лиц без изменения элементов налога (объект обложения, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты). Налог по земельным участкам и имуществу будет считаться по отдельности в своем порядке, а налогоплательщику предъявляется к уплате одной суммой.
Также МНЭ предлагает отменить земельный налог для собственников многоквартирных жилых домов, так как это связано с незначительной суммой налога и значительными затратами на администрирование в связи с большим количеством объектов и сложностью расчета, подчеркивают в ведомстве.
Следующее изменение касается ограничения наличных расчетов. Запрет по отнесению на вычеты по КПН расходов в наличной форме в размере более 1000 МРП. По данным МНЭ аналогичная норма действует по НДС: не относится в зачет сумма НДС, которая подлежит уплате в связи с получением товаров, работ, услуг, по гражданско-правовой сделке оплата которых произведена за наличный расчет с учетом НДС, превышает 1000-кратный размер МРП.
Кроме того, выносится на рассмотрение оплата НДС для электронных услуг. Как отмечают в министерстве иностранные компании, которые оказывают услуги в электронной форме покупателям в Казахстане, не платят налоги, в то время как в РФ и Беларуси услуги в электронной форме облагаются НДС.
В этой связи предлагается установить НДС для услуг в электронной форме (налог на Google). Налог будет уплачивать та иностранная организация, которая непосредственно оказывает услугу покупателю. В части инвестиционных налоговых преференций рассматривается введение инвестиционного налогового кредита. Мера направлена на привлечение новых инвестиций, а также стимулирование развития новых производств. В частности, кредит будет предоставляться на три года по КПН и налогу на имущество.
Он будет беспроцентный, но в случае неисполнения инвестиционной программы, будет начисляться пеня. Также предлагается распространение инвестиционных налоговых преференций на контракты на добычу подземных вод. В настоящее время по активам, связанным с осуществлением деятельности по контракту на недропользование, запрещено применение инвестиционных налоговых преференций. В частности, инвестиционные налоговые преференции заключаются в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию.
В сфере поддержки транзита груза и пассажиров выносится на обсуждение освобождение от НДС по регулярным автомобильным перевозкам пассажиров и багажа на три года, нулевая ставка при перевалке груза с железнодорожного на водный транспорт, нулевая ставка НДС при заправке воздушных судов.
Для развития производства рассматривается освобождение от НДС реализации дилерами транспортных средств и (или) сельскохозяйственной техники отечественного производства; льготное налогообложение (НДС -70%) производства и переработки, подготовки хлопчатобумажного волокна, хлопка-волокна, производства сахара из сахарной свеклы, кондитерских изделий, производства дрожжей; корректировка налоговой базы по акцизу на пиво при реализации на экспорт.
Также предлагается освобождение от НДС оборотов по реализации между участниками одной СЭЗ для всех по аналогии с СЭЗ «Астана - новый город», освобождение от НДС импорта сырья и (или) материалов для производства компонентов транспортных средств и с/х техники, а также оборотов по реализации компонентов транспортных средств и с/х техники для конечного производителя и для реализации на вторичный рынок.
В недропользовании предлагают изменения в части унификации метода учета серной кислоты на закисление в урановой отрасли; освобождение от уплаты НДПИ при утилизации подземных вод, добытых попутно с углеводородами; пересмотр ставок подписного бонуса на лицензии на недропользование.
В финансовом секторе на обсуждения выносят льготы по КПН и ИПН при прощении долга заемщика ипотечными организациями; освобождение от ИПН доходов от прироста стоимости при реализации паев паевых инвестиционных фондов; освобождение от налогообложения инвестиционных доходов Фонда гарантирования страховых выплат в случае направления их на увеличение страхового фонда. Изменения по ИПН касаются устранения двойного налогообложения по договорам ГПХ. Сейчас при исчислении ИПН по договорам гражданско-правового характера суммы обязательных пенсионных взносов не вычитаются. Предлагается уточнение порядка применения вычета.
Также МНЭ рассматривает не признавать доходом физического лица стоимости форменной одежды; исключение условия по заключению договора на оказание услуг при непризнании доходами физического лица расходов работодателя, связанных с доставкой работников до места работы и обратно. Освобождение от ИПН выплат за счет средств спонсорской и благотворительной помощи (аналогично грантам). Поправки Верховного суда касаются обложения страхователей и страховщиков государственной пошлиной в судах при переходе им права требования на основании договора об уступке права требования (цессии); обложения государственной пошлиной жалоб на действия судебного исполнителя.
Также предлагается установление нижних пределов ставок государственной пошлины в судах и увеличение ставок по искам о расторжении брака (дифференцированно с учетом проживания детей), по требованиям неимущественного характера – в 10 раз, по требованиям о признании банкротом – в 20 раз.
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |