О техническом регулировании в ЕАЭС
Опубликованно: 30.09.2019 в 11:59
Министр ЕЭК Виктор Назаренко: «Техническое регулирование в ЕАЭС – это обеспечение безопасности продукции при максимальном снижении препятствий в торговле».
«Основными целями формирования единой системы технического регулирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) являются снятие технических барьеров в торговле на внутреннем рынке, его зашита от небезопасной продукции, повышение качества и конкурентоспособности производимой промышленностью Союза продукции, – заявил член Коллегии (министр) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Назаренко на Международной конференции «Пять лет Договору о Евразийском экономическом союзе: роль Суда», которая состоялась в Минске (Беларусь). Он также отметил, что создаваемая в ЕАЭС правовая база технического регулирования, применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер «защищает жизнь и здоровье людей, животных и растений от болезней, права потребителей и обеспечивает охрану окружающей среды».
На мероприятии обсуждались различные аспекты правовой системы Союза. Дискуссии велись по отраслевым положениям Договора о ЕАЭС, в том числе по нормам, касающимся технического регулирования. В них приняли участие министры и должностные лица ЕЭК, руководители органов власти, конституционных и верховных судов, парламентов, представители международных организаций, судебных органов, бизнеса стран Союза.
В ходе пленарного заседания Виктор Назаренко представил правовую базу единой системы технического регулирования ЕАЭС, остановившись на ее проблемах и приоритетных задачах. При этом министр ЕЭК отметил многоступенчатость правового регулирования в Союзе (наличие наднациональных и национальных актов права), смешение различных сфер (например, норм технического регулирования и применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер), наличие различий и противоречий в национальных правовых системах.
В частности, в сфере технического регулирования это касается недостаточно эффективного механизма защиты единого рынка от опасной и некачественной продукции, низкого контроля за аккредитованными органами по оценке соответствия, отсутствия достаточной базы межгосударственных стандартов для реализации обязательных требований технических регламентов Союза. «Евразийский экономический союз, как ни одно другое интеграционное объединение, открыл свой рынок для импортной продукции. Поэтому вопросы ее безопасности имеют для нас важнейшее значение, – сказал Виктор Назаренко. – Как, например, обеспечить безопасность продукции, которая не является объектом технического регулирования? Или как снять барьеры в торговле с третьими странами, но одновременно защитить свой рынок от опасной импортной продукции?»
В связи с этим министр ЕЭК подчеркнул важность актуализации положений Договора о ЕАЭС и других актов права Союза, единообразного применения их на практике. «Нам необходимо обеспечить единообразное толкование технических регламентов ЕАЭС, – убежден Виктор Назаренко. – В документах Евразийской экономической комиссии мы смогли определить только базовые положения. Все остальные процессы, включая реализацию на практике норм техрегламентов, проходят на национальном уровне».
По мнению министра ЕЭК, в Союзе должен быть создан действенный механизм принуждения к исполнению решений союзных органов. Только тогда интеграция не будет искусственно сдерживаться. К примеру, должны быть расширены полномочия Суда ЕАЭС, чтобы он действительно мог стать арбитром в спорах между государствами-членами или органами Союза и странами, входящими в него. «Сегодня в ЕАЭС отсутствует эффективный механизм для решения спорных вопросов, – считает Виктор Назаренко. – Почему бы не наделить Суд Союза правом принимать решения о наложении штрафных санкций, скажем, в отношении уполномоченных органов государства – члена за неисполнение принятых органами Союза решений по устранению препятствий на внутреннем рынке?»
Министр ЕЭК акцентировал внимание участников международной конференции на том, что цель формируемой единой системы технического регулирования Союза – обеспечение безопасности продукции при максимальном снижении препятствий в торговле и нагрузки на бизнес. «Бизнес выигрывает, если мы устраняем излишние административные и технические препятствия, от этого различные издержки предпринимателей становятся меньше, – подчеркнул Виктор Назаренко. – Потребители же получают безопасные, качественные и, как правило, относительно недорогие товары».
На мероприятии обсуждались различные аспекты правовой системы Союза. Дискуссии велись по отраслевым положениям Договора о ЕАЭС, в том числе по нормам, касающимся технического регулирования. В них приняли участие министры и должностные лица ЕЭК, руководители органов власти, конституционных и верховных судов, парламентов, представители международных организаций, судебных органов, бизнеса стран Союза.
В ходе пленарного заседания Виктор Назаренко представил правовую базу единой системы технического регулирования ЕАЭС, остановившись на ее проблемах и приоритетных задачах. При этом министр ЕЭК отметил многоступенчатость правового регулирования в Союзе (наличие наднациональных и национальных актов права), смешение различных сфер (например, норм технического регулирования и применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер), наличие различий и противоречий в национальных правовых системах.
В частности, в сфере технического регулирования это касается недостаточно эффективного механизма защиты единого рынка от опасной и некачественной продукции, низкого контроля за аккредитованными органами по оценке соответствия, отсутствия достаточной базы межгосударственных стандартов для реализации обязательных требований технических регламентов Союза. «Евразийский экономический союз, как ни одно другое интеграционное объединение, открыл свой рынок для импортной продукции. Поэтому вопросы ее безопасности имеют для нас важнейшее значение, – сказал Виктор Назаренко. – Как, например, обеспечить безопасность продукции, которая не является объектом технического регулирования? Или как снять барьеры в торговле с третьими странами, но одновременно защитить свой рынок от опасной импортной продукции?»
В связи с этим министр ЕЭК подчеркнул важность актуализации положений Договора о ЕАЭС и других актов права Союза, единообразного применения их на практике. «Нам необходимо обеспечить единообразное толкование технических регламентов ЕАЭС, – убежден Виктор Назаренко. – В документах Евразийской экономической комиссии мы смогли определить только базовые положения. Все остальные процессы, включая реализацию на практике норм техрегламентов, проходят на национальном уровне».
По мнению министра ЕЭК, в Союзе должен быть создан действенный механизм принуждения к исполнению решений союзных органов. Только тогда интеграция не будет искусственно сдерживаться. К примеру, должны быть расширены полномочия Суда ЕАЭС, чтобы он действительно мог стать арбитром в спорах между государствами-членами или органами Союза и странами, входящими в него. «Сегодня в ЕАЭС отсутствует эффективный механизм для решения спорных вопросов, – считает Виктор Назаренко. – Почему бы не наделить Суд Союза правом принимать решения о наложении штрафных санкций, скажем, в отношении уполномоченных органов государства – члена за неисполнение принятых органами Союза решений по устранению препятствий на внутреннем рынке?»
Министр ЕЭК акцентировал внимание участников международной конференции на том, что цель формируемой единой системы технического регулирования Союза – обеспечение безопасности продукции при максимальном снижении препятствий в торговле и нагрузки на бизнес. «Бизнес выигрывает, если мы устраняем излишние административные и технические препятствия, от этого различные издержки предпринимателей становятся меньше, – подчеркнул Виктор Назаренко. – Потребители же получают безопасные, качественные и, как правило, относительно недорогие товары».
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |