Проведение анализа по вопросу предоставления кредитов для предприятий, реализующие новые инвестиционные проекты в РК
Опубликованно: 01.10.2019 в 09:43
В ходе реализации предвыборной программы президента Республики Казахстан была поставлена задача формирования современного государственного аппарата, который будет служить на благо народа и страны. В целях эффективной реализации реформ, направленных на дальнейшую модернизацию казахстанского общества и государства органами государственных доходов на постоянной основе проводится работа в данном направлении.
Одним из мероприятий по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» является введение механизма предоставления налоговых кредитов для предприятий, реализующих новые инвестиционные проекты.
На заседании Совета национальных инвесторов Президент страны Касым-Жомарт Токаев выступил с речью: «В нашем законодательстве отсутствует такой распространенный в развитых странах инструмент, как налоговые кредиты. Считаю, что пора внедрить его в Налоговый кодекс. Новые предприятия должны получить доступ к инвестиционным налоговым кредитам сроком на три-пять лет».
В первую очередь необходимо дать определение что же такое «налоговый кредит»?. Налоговый кредит (англ.Tax base) – это перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
В правоотношениях в рамках налогового законодательства, под «кредитом» понимается изменение срока уплаты налога. При этом налоговый кредит отличается от кредита в гражданско-правовых отношениях, где под «кредитом» понимается денежная сумма, которая предоставляется банком или иной кредитной организацией заемщику с обязанностью ее возврата с уплатой процентов.
Налоговый кредит в отличие от действующих в Налоговом кодексе положений по изменению срока уплаты налогов путем отсрочки, рассрочки по определенному графику исполнения налогового обязательства, предоставляется на более длительный срок и в четко установленных случаях.
Министерство национальной экономики для привлечения к новым инвестициям и развития новых производств предлагает введение инвестиционного беспроцентного налогового кредита на 3 года по КПН и налогу на имущество. Если же инвестиционная программа не будет исполнена, то начисляется пеня.
Предоставление инвестиционного налогового кредита является одной из мер государственной поддержки, способствующих наиболее рациональному использованию прибыли предприятий. Преимущество такого кредита заключается в том, что предприятия получают возможность на определенный период времени самостоятельно распоряжаться своей прибылью в целях реализации инвестиционных проектов.
Ряд развитых стран уже давно применяют налоговые кредиты на практике. Например, похожий инструмент стимулирования инновационной деятельности – супервычет – применяется в Румынии, Польше, Финляндии. Система перераспределения выплат по времени (специальный порядок учета расходов) работает в Канаде, Японии.
Таким образом, важность инструмента налогового кредита для государства обеспечивается тем, что, предоставляя отсрочку по уплате налога, а фактически предоставляя государственные средства для развития тех или иных элементов бизнеса на определенный срок, государство в договоре может устанавливать цели и задачи для налогоплательщика и влиять на их достижение. И если задачи не выполнены, это влечет за собой уплату всех налогов и санкций, установленных налоговым законодательством. Изменения, по вопросу введения инвестиционных налоговых кредитов в Налоговый кодекс РК, ожидаются с 2020 года.
На заседании Совета национальных инвесторов Президент страны Касым-Жомарт Токаев выступил с речью: «В нашем законодательстве отсутствует такой распространенный в развитых странах инструмент, как налоговые кредиты. Считаю, что пора внедрить его в Налоговый кодекс. Новые предприятия должны получить доступ к инвестиционным налоговым кредитам сроком на три-пять лет».
В первую очередь необходимо дать определение что же такое «налоговый кредит»?. Налоговый кредит (англ.Tax base) – это перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
В правоотношениях в рамках налогового законодательства, под «кредитом» понимается изменение срока уплаты налога. При этом налоговый кредит отличается от кредита в гражданско-правовых отношениях, где под «кредитом» понимается денежная сумма, которая предоставляется банком или иной кредитной организацией заемщику с обязанностью ее возврата с уплатой процентов.
Налоговый кредит в отличие от действующих в Налоговом кодексе положений по изменению срока уплаты налогов путем отсрочки, рассрочки по определенному графику исполнения налогового обязательства, предоставляется на более длительный срок и в четко установленных случаях.
Министерство национальной экономики для привлечения к новым инвестициям и развития новых производств предлагает введение инвестиционного беспроцентного налогового кредита на 3 года по КПН и налогу на имущество. Если же инвестиционная программа не будет исполнена, то начисляется пеня.
Предоставление инвестиционного налогового кредита является одной из мер государственной поддержки, способствующих наиболее рациональному использованию прибыли предприятий. Преимущество такого кредита заключается в том, что предприятия получают возможность на определенный период времени самостоятельно распоряжаться своей прибылью в целях реализации инвестиционных проектов.
Ряд развитых стран уже давно применяют налоговые кредиты на практике. Например, похожий инструмент стимулирования инновационной деятельности – супервычет – применяется в Румынии, Польше, Финляндии. Система перераспределения выплат по времени (специальный порядок учета расходов) работает в Канаде, Японии.
Таким образом, важность инструмента налогового кредита для государства обеспечивается тем, что, предоставляя отсрочку по уплате налога, а фактически предоставляя государственные средства для развития тех или иных элементов бизнеса на определенный срок, государство в договоре может устанавливать цели и задачи для налогоплательщика и влиять на их достижение. И если задачи не выполнены, это влечет за собой уплату всех налогов и санкций, установленных налоговым законодательством. Изменения, по вопросу введения инвестиционных налоговых кредитов в Налоговый кодекс РК, ожидаются с 2020 года.
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |