С 1 января 2020 года вступают в силу отложенные с 2018 года нормы Налогового кодекса в части изменения требования по применению индивидуальными предпринимателями специального налогового режима на основе патента

Опубликованно: 15.11.2019 в 13:34

В чем заключаются изменения
Налоговым кодексом вводится ограниченный перечень видов деятельности (32 вида), при осуществлении которых сохраняется право применения патента.

Справочно. деятельность такси, грузоперевозки автомобильным транспортом, парикмахерские услуги, маникюр и педикюр, штукатурные работы, столярные и плотницкие работы, работы по покрытию полов и облицовке стен, малярные и стекольные работы, управление недвижимостью за вознаграждение или на договорной основе, деятельность в области фотографии, переводческое (устное и письменное) дело, сдача в имущественный наем (аренду), в т.ч. транспортных средств, прокат и имущественный наем (аренда) развлекательного и спортивного инвентаря, прокат видеозаписей и дисков, прокат и имущественный наем (аренда) прочих предметов личного потребления и бытовых товаров, сдача в имущественный наем (аренду) сельскохозяйственной техники и оборудования, сдача в имущественный наем (аренду) офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику, услуги в области спортивного образования и образования специалистов организации досуга, услуги образования в сфере культуры, услуги в области прочего образования, вспомогательные образовательные услуги, деятельность в области искусства, ремонт компьютеров и периферийного оборудования, ремонт коммуникационного оборудования, ремонт предметов личного потребления и бытовых товаров, ветеринарные услуги, услуги по обработке земельных участков, услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства, услуги носильщиков на рынках, вокзалах, изготовление и ремонт музыкальных инструментов, выпас домашних животных.

Между тем, действующим Налоговым кодексом ограничение на применение патента предусмотрено по 12 видам деятельности (недропользование, производство подакцизной продукции, консультационные услуги, финансовая и страховая деятельность и т.д.).

Основной целью такого ограничения является недопущение неформальных трудовых отношений и сокрытия реальных доходов. Будут ограничены в применении патента те виды деятельности, которые предполагают получение соответствующих доходов и осуществление которых практически невозможно без привлечения наемных работников (круглосуточная торговля, реализация продуктов питания, торговля на рынках и т.д.). Введение перечня видов деятельности, помимо ограничений по размерам доходов и использования наемных работников, соответствуют международной практике, где в основном аналогичные режимы применяют мелкие ремесленники.

Вводимая норма направлена на снижение теневого оборота с легализацией наемных работников.

Необходимо отметить, что из 268 тысяч предпринимателей, получивших патенты в текущем году,  55,7% (148 953 ИП) приходится на деятельность в сфере торговли, из которых больше 55% осуществляют данную деятельность в столице, городах республиканского и областного значения.

Тем налогоплательщикам, вид деятельности которых не включен в разрешенный перечень, следует перейти на один из указанных режимов налогообложения:

специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации или с использованием фиксированного вычета;

общеустановленный порядок налогообложения.

Что необходимо предпринять для перехода на другие специальные режимы налогообложения

  Для перехода с патента на другие налоговые режимы  индивидуальным предпринимателям, применяющим сейчас режим патента, сейчас надо позаботиться о выборе режима налогообложения и направить в налоговые органы в электронном виде (через кабинет налогоплательщика) или на бумажном носителе уведомление о применяемом режиме налогообложения.

При этом для правильного оформления в уведомлении надо указать  выбранный режим налогообложения, а в качестве причины - несоответствие условиям применения патента с обязательным указанием даты - 1 января 2020 года.

При непредставлении указанного уведомления в срок до 1 января 2020 года налоговые органы будут обязаны перевести таких налогоплательщиков исключительно на общеустановленный порядок налогообложения, перейти с которого на другие специальные налоговые режимы для малого бизнеса возможно только через год.

Преимущества применения других  СНР, на которые перейдут предприниматели

Предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы и признаваемые субъектами микро- или малого предпринимательства в рамках реализации Послания Главы государства  от 2 сентября 2019 года «КОНСТРУКТИВНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ – ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ И ПРОЦВЕТАНИЯ КАЗАХСТАНА» получат освобождение от уплаты налогов на доходы сроком на три года.

Сохраняется упрощенный порядок ведения учета и представления налоговой отчетности, освобождения от ведения бухгалтерского учета.

Базовые ставки в РК

МЗП 60 000 тг
МРП 3 063 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Базовая ставка 13.5 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 917 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 778 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 2 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 525 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 28 284 тг
МРП 2 405 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 24 459 тг
МРП 2 269 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %
ОСМС (01.07.2017) 2 %
МЗП 22 859 тг
МРП 2 121 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %