КГД проводит пилот по выявлению фирм «однодневок» на ранней стадии
Опубликованно: 25.11.2019 в 16:04
В последнее время в социальных сетях активно обсуждался пилотный проект по выявлению фирм «однодневок».
В целях разъяснения основных направлений работы Комитетом государственных доходов при содействии Ассоциации налогоплательщиков Казахстана проведена встреча с представителями бизнес ассоциаций и предпринимателями по обсуждению Правил и сроков реализации пилотного проекта, предусматривающего ограничение услуг по выписке ЭСФ для рисковых компаний.
В целях разъяснения основных направлений работы Комитетом государственных доходов при содействии Ассоциации налогоплательщиков Казахстана проведена встреча с представителями бизнес ассоциаций и предпринимателями по обсуждению Правил и сроков реализации пилотного проекта, предусматривающего ограничение услуг по выписке ЭСФ для рисковых компаний.
Пилотный проект направлен на выявление схем уклонения от уплаты налогов с использованием информационных систем СУР и ЭСФ. В ходе встречи разъяснены основные подходы реализации проекта.
В рамках пилота выявлены схемы уклонения от уплаты налогов. К примеру, фирма «А», у которой нет активов, приобретения товара, контрактов на недропользование за неделю выписала ЭСФ на реализацию щебня и проведение строительно–монтажных работ на 1,7 млрд. тенге в адрес фирм «B» и «С», которые отнесли данные суммы в зачет и тем самым оптимизировали НДС. В результате принятых мер фирме «А» ограничена услуга по выписке ЭСФ, а в отношении фирм «В» и «С» выставлены извещения и начата претензионно-исковая работа по признанию этих сделок недействительными.
При этом, предоставление услуг по выписке ЭСФ может быть ограничена только по налогоплательщикам, отнесенным к высокой степени риска и только в случае если такой налогоплательщик не исполнил уведомление по камеральному контролю.
До принятия такого решения налогоплательщику направляется уведомление по камеральному контролю, по которому налогоплательщик вправе представить пояснение либо жалобу в случае не согласия (срок исполнения уведомления 5 рабочих дней).
Отбор налогоплательщиков осуществляется исключительно на центральном уровне в автоматическом режиме. Критерии отбора, которые не являются тайной, раскрыты в 136 статье Налогового кодекса.
Введение в эксплуатацию ИС СУР и ЭСФ позволяет проводить интеллектуальный анализ данных, выявлять причинно-следственные связи и более эффективно и оперативно реагировать на нарушения налогового законодательства. Для выявления бестоварных операций анализу подвергаются все выписанные счета фактуры и сделки, не дожидаясь подачи налоговых деклараций.
В ходе обсуждения, бизнес-сообществом предложены ряд изменений в Правила реализации пилотного проекта, которые поддержаны Комитетом государственных доходов.
В частности будет сокращен срок рассмотрения пояснения с 3 рабочих дней до 1 рабочего дня, исключено привлечение к административной ответственности в случае нарушения сроков выписки ЭСФ по вине государственного органа. Также, впредь перечень высокорисковых налогоплательщиков в рамках пилота будет размещаться на сайте КГД и обновляться 2 раза в месяц.
По итогам круглого стола поддержана позиция о необходимости усиления борьбы с рисковыми предприятиями и обеспечения конкурентных условий для защиты интересов добросовестных участников рынка.
В случае возникновения вопросов органы государственных доходов готовы предоставить необходимую информацию и оказать методологическую помощь.
Предприниматели могут обратиться по номерам телефонов 717667, 717690 и 1414 либо на блог Председателя КГД на сайте kgd.gov.kz.
В рамках пилота выявлены схемы уклонения от уплаты налогов. К примеру, фирма «А», у которой нет активов, приобретения товара, контрактов на недропользование за неделю выписала ЭСФ на реализацию щебня и проведение строительно–монтажных работ на 1,7 млрд. тенге в адрес фирм «B» и «С», которые отнесли данные суммы в зачет и тем самым оптимизировали НДС. В результате принятых мер фирме «А» ограничена услуга по выписке ЭСФ, а в отношении фирм «В» и «С» выставлены извещения и начата претензионно-исковая работа по признанию этих сделок недействительными.
При этом, предоставление услуг по выписке ЭСФ может быть ограничена только по налогоплательщикам, отнесенным к высокой степени риска и только в случае если такой налогоплательщик не исполнил уведомление по камеральному контролю.
До принятия такого решения налогоплательщику направляется уведомление по камеральному контролю, по которому налогоплательщик вправе представить пояснение либо жалобу в случае не согласия (срок исполнения уведомления 5 рабочих дней).
Отбор налогоплательщиков осуществляется исключительно на центральном уровне в автоматическом режиме. Критерии отбора, которые не являются тайной, раскрыты в 136 статье Налогового кодекса.
Введение в эксплуатацию ИС СУР и ЭСФ позволяет проводить интеллектуальный анализ данных, выявлять причинно-следственные связи и более эффективно и оперативно реагировать на нарушения налогового законодательства. Для выявления бестоварных операций анализу подвергаются все выписанные счета фактуры и сделки, не дожидаясь подачи налоговых деклараций.
В ходе обсуждения, бизнес-сообществом предложены ряд изменений в Правила реализации пилотного проекта, которые поддержаны Комитетом государственных доходов.
В частности будет сокращен срок рассмотрения пояснения с 3 рабочих дней до 1 рабочего дня, исключено привлечение к административной ответственности в случае нарушения сроков выписки ЭСФ по вине государственного органа. Также, впредь перечень высокорисковых налогоплательщиков в рамках пилота будет размещаться на сайте КГД и обновляться 2 раза в месяц.
По итогам круглого стола поддержана позиция о необходимости усиления борьбы с рисковыми предприятиями и обеспечения конкурентных условий для защиты интересов добросовестных участников рынка.
В случае возникновения вопросов органы государственных доходов готовы предоставить необходимую информацию и оказать методологическую помощь.
Предприниматели могут обратиться по номерам телефонов 717667, 717690 и 1414 либо на блог Председателя КГД на сайте kgd.gov.kz.
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |