С 1 января 2020 года ожидается введение новых требований при экспорте товаров в Узбекистан
Опубликованно: 29.11.2019 в 13:54
Протекционизм и барьеры в экспорте: как Узбекистан защищает внутренний рынок от импорта.
Нововведения коснутся более сотни предприятий, ежегодно экспортирующих в Узбекистан более, чем 400 казахстанских товаров, сообщает НПП АТАМЕКЕН.
19 сентября т.г. на официальном сайте Республики Узбекистан по обсуждению проектов НПА (https://regulation.gov.uz/ru/document/8037) был опубликован проект Постановления Кабинета Министров «О дополнительных мерах по защите прав потребителей и совершенствования работ по оценке соответствия потребительской продукции, а также создания благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности» (далее – Проект Постановления).
Проект Постановления несет в себе ряд новых норм и требований, которые должны соблюдаться при ввозе товаров в Узбекистан. Перечень товаров, на которые распространяются новые требования, состоит из 102 позиций товаров с указанием кодов ТН ВЭД.
Основное требование заключается в том, что со следующего года в Узбекистане запрещается реализация продукции, не маркированной национальным знаком соответствия Республики Узбекистан. Другими словами, на каждой упаковке ввозимой продукции (продовольственные и потребительские товары) должен быть новый знак на узбекском языке. При этом не допускается использование клеящихся стикеров.
Опасения бизнеса заключаются в том, что официально новые требования к товарам не были доведены до Казахстана. До сих пор неизвестно на какой стадии принятие проекта Постановления и каковы требования к нанесению на упаковку специального национального знака соответствия Республики Узбекистан, каковы требования к внешнему виду такого знака и порядку прохождения необходимых испытаний для его получения.
По словам Заместителя Председателя Правления Нацпалаты Жунусовой Д.Б., в Узбекистане могут быть введены требования, аналогов, которых нет ни в ЕАЭС, ни в СНГ. К примеру, сроки годности импортируемой продукции должны быть обоснованы производителями результатами испытаний, проведенных в лабораториях, признанных в Республике Узбекистан.
Кроме того, Узбекистан планирует ввести запрет на ввоз б/у автомобилей, шин, запасных частей для автомобилей, электробытовой техники и продукции текстильной и легкой промышленности. Данный запрет, в первую очередь, коснется физических лиц и до сих пор неясен механизм администрирования этого требования.
Под удар может попасть и казахстанская продукция, имеющая отличительные знаки и надписи типа «BIO» («БИО»), HALAL (Халяль), «ЭКО», «Экологически чистый продукт», «БЕЗ ГМО», «Органик». После принятия проекта Постановления такая продукция может обращаться на территории Узбекистана только при подтверждении этих надписей соответствующими уполномоченными органами РУ. И опять же нет официальных документов об условиях подтверждения такой маркировки.
Барьером для выхода на рынок Узбекистана также может стать требование о реализации электробытовой техники только официальными дилерами завода производителя и при обязательном наличии на праве собственности не менее одного сервисного центра в Республике Каракалпакстан, областях и в г. Ташкент. Налицо сужение и монополизация рынка продажи электробытовых товаров.
На очередном заседании Проектного офиса по развитию «Экономики простых вещей», импортозамещения и экспорта (далее – Проектный офис) был подробно рассмотрен данный вопрос.
Как пояснила Дана Жунусова, обсуждение проекта Постановления на площадке Проектного офиса позволило одновременно довести информацию о нововведениях и потенциальных рисках, и до государственных органов, и до регионов.
Наряду с проектом Постановления, 2 октября т.г. было принято Постановление Президента Республики Узбекистан согласно которому вводится акциз на импортный сахар в размере 20% (код ТН ВЭД 1701 99), в 2 раза повышается ставка акциза на импортируемые воды (ТН ВЭД 2201) и отменяется льготная ставка в 20% от таможенной стоимости, применяется к импортным легковым авто (коды ТН ВЭД 8703 22, 8703 23, 8703 23 194 0, 8703 24, 8703 31, 8703 32, 8703 33) не «старше» 2 лет, стоимостью в эквиваленте 40 тыс. долл. США и более.
Повышение ставок акцизов на указанные товары может привести к сокращению казахстанского экспорта в Узбекистан в будущем году. Высокие ставки акцизов, действующие в РУ, являются одним из сдерживающих факторов роста экспорта казахстанских товаров.
По мнению Палаты, которое было озвучено в ходе заседания Проектного офиса, необходимо проработать с узбекской стороной вопрос предоставления переходного периода для исполнения новых требований при поставках товаров в Узбекистан для казахстанских экспортеров. А также, провести переговоры о снижении ставок акцизов на приоритетные для поставок казахстанских товаров.
19 сентября т.г. на официальном сайте Республики Узбекистан по обсуждению проектов НПА (https://regulation.gov.uz/ru/document/8037) был опубликован проект Постановления Кабинета Министров «О дополнительных мерах по защите прав потребителей и совершенствования работ по оценке соответствия потребительской продукции, а также создания благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности» (далее – Проект Постановления).
Проект Постановления несет в себе ряд новых норм и требований, которые должны соблюдаться при ввозе товаров в Узбекистан. Перечень товаров, на которые распространяются новые требования, состоит из 102 позиций товаров с указанием кодов ТН ВЭД.
Основное требование заключается в том, что со следующего года в Узбекистане запрещается реализация продукции, не маркированной национальным знаком соответствия Республики Узбекистан. Другими словами, на каждой упаковке ввозимой продукции (продовольственные и потребительские товары) должен быть новый знак на узбекском языке. При этом не допускается использование клеящихся стикеров.
Опасения бизнеса заключаются в том, что официально новые требования к товарам не были доведены до Казахстана. До сих пор неизвестно на какой стадии принятие проекта Постановления и каковы требования к нанесению на упаковку специального национального знака соответствия Республики Узбекистан, каковы требования к внешнему виду такого знака и порядку прохождения необходимых испытаний для его получения.
По словам Заместителя Председателя Правления Нацпалаты Жунусовой Д.Б., в Узбекистане могут быть введены требования, аналогов, которых нет ни в ЕАЭС, ни в СНГ. К примеру, сроки годности импортируемой продукции должны быть обоснованы производителями результатами испытаний, проведенных в лабораториях, признанных в Республике Узбекистан.
Кроме того, Узбекистан планирует ввести запрет на ввоз б/у автомобилей, шин, запасных частей для автомобилей, электробытовой техники и продукции текстильной и легкой промышленности. Данный запрет, в первую очередь, коснется физических лиц и до сих пор неясен механизм администрирования этого требования.
Под удар может попасть и казахстанская продукция, имеющая отличительные знаки и надписи типа «BIO» («БИО»), HALAL (Халяль), «ЭКО», «Экологически чистый продукт», «БЕЗ ГМО», «Органик». После принятия проекта Постановления такая продукция может обращаться на территории Узбекистана только при подтверждении этих надписей соответствующими уполномоченными органами РУ. И опять же нет официальных документов об условиях подтверждения такой маркировки.
Барьером для выхода на рынок Узбекистана также может стать требование о реализации электробытовой техники только официальными дилерами завода производителя и при обязательном наличии на праве собственности не менее одного сервисного центра в Республике Каракалпакстан, областях и в г. Ташкент. Налицо сужение и монополизация рынка продажи электробытовых товаров.
На очередном заседании Проектного офиса по развитию «Экономики простых вещей», импортозамещения и экспорта (далее – Проектный офис) был подробно рассмотрен данный вопрос.
Как пояснила Дана Жунусова, обсуждение проекта Постановления на площадке Проектного офиса позволило одновременно довести информацию о нововведениях и потенциальных рисках, и до государственных органов, и до регионов.
Наряду с проектом Постановления, 2 октября т.г. было принято Постановление Президента Республики Узбекистан согласно которому вводится акциз на импортный сахар в размере 20% (код ТН ВЭД 1701 99), в 2 раза повышается ставка акциза на импортируемые воды (ТН ВЭД 2201) и отменяется льготная ставка в 20% от таможенной стоимости, применяется к импортным легковым авто (коды ТН ВЭД 8703 22, 8703 23, 8703 23 194 0, 8703 24, 8703 31, 8703 32, 8703 33) не «старше» 2 лет, стоимостью в эквиваленте 40 тыс. долл. США и более.
Повышение ставок акцизов на указанные товары может привести к сокращению казахстанского экспорта в Узбекистан в будущем году. Высокие ставки акцизов, действующие в РУ, являются одним из сдерживающих факторов роста экспорта казахстанских товаров.
По мнению Палаты, которое было озвучено в ходе заседания Проектного офиса, необходимо проработать с узбекской стороной вопрос предоставления переходного периода для исполнения новых требований при поставках товаров в Узбекистан для казахстанских экспортеров. А также, провести переговоры о снижении ставок акцизов на приоритетные для поставок казахстанских товаров.
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |