Налоговая амнистия субъектов МСБ и физлиц способствовала выплате долгов по налогам на 23 млрд тенге — А. Смаилов
Опубликованно: 03.12.2019 в 13:16
На очередном заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра Аскар Мамина Первый Заместитель Премьер-Министра – министр финансов Алихан Смаилов доложил о результатах работы Министерства финансов по итогам 10 месяцев 2019 года по совершенствованию налогового и таможенного администрирования, а также ознакомил с предстоящими задачами.
План по доходам в государственный бюджет исполнен на 101% или сверх плана поступило 76 млрд тенге. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года обеспечен рост поступлений на 14% и составил 911 млрд тенге. Темп роста налоговых поступлений в государственный бюджет составил 14%, что на 886 млрд тенге больше по сравнению с предыдущим периодом.
В динамике отмечается рост по налогу на добавленную стоимость (НДС) на товары внутреннего потребления на 282 млрд тенге, корпоративный подоходный налог — на 194 млрд тенге и по налогам с фонда оплаты труда на 95 млрд тенге. Также выросли таможенные платежи: НДС из стран ЕАЭС на 88 млрд тенге, из третьих стран — на 73 млрд тенге.
«Приведенные результаты свидетельствуют о правильности выбора стратегии развития органов госдоходов, ориентированной на повышение фискального администрирования», — подчеркнул А. Смаилов.
Уточненный прогноз доходов (без учета трансфертов) республиканского бюджета на 2019 год определен в сумме 7 трлн 81 млрд тенге. Увеличение доходов к факту 2018 года прогнозируется на 1 трлн 233 млрд тенге или 121,1%.
Налоговое администрирование
МФ РК постоянно совершенствуется система управления рисками, что позволяет более точно отбирать субъекты для контроля и повышать результативность проводимых мероприятий. В результате, сумма выявленных нарушений по итогам налоговых проверок увеличена до 129 млрд тенге.
Наряду с этим, совершенствуются и методы камерального (дистанционного) контроля. В текущем году внедрены новые процедуры камерального контроля с использованием электронных счетов-фактур. Дополнительно начислено налогов на 221 млрд тенге, взыскано свыше 175 млрд тенге.
Также реализуются меры, направленные на стимулирование уплаты налогов в бюджет.
В текущем году проводится налоговая амнистия для субъектов МСБ (с января 2019 г.) и физических лиц (с августа 2019 г.) путем списания начисленных пеней и штрафов при условии уплаты налогоплательщиком суммы основного долга.
На 1 ноября текущего года амнистией воспользовались порядка 46% должников субъектов МСБ, которые выплатили 13 млрд тенге налогов. Им списано 4,4 млрд тенге штрафов и пени. Свыше 30% должников физических лиц погасили основной долг по налогам на сумму 10 млрд тенге. Им списано порядка 2 млрд тенге штрафов и пени. В совокупности это позволило обеспечить снижение недоимки на 5%, которая на сегодняшний день составляет 221 млрд тенге.
Таможенное администрирование
В рамках таможенного администрирования основные акценты поставлены на повышение достоверности декларирования товаров, сокращение «серого» импорта и расхождений по таможенной статистике.
Сегодня фискальными органами Казахстана и Китая налаживаются электронные каналы связи в рамках заключенного Протокола по обмену предварительной информацией из экспортных деклараций.
Планируется до конца текущего года осуществить онлайн обмен данными.
С января 2019 года на 37 автомобильных пунктах пропуска государственной границы с Россией и Кыргызстаном совместно с Пограничной службой КНБ усилен экспортный контроль. Осуществляется мониторинг перемещения транспорта и грузов для полноты взимания НДС на импорт.
С 2020 года планируется разработать соответствующий модуль «Экспортный контроль» в информационных системах органов государственных доходов.
Цифровизация
Одним из действенных инструментов сокращения доли теневой экономики является цифровизация налогового и таможенного администрирования. Министерством финансов РК продолжается работа по внедрению системы прослеживаемости товаров посредством развития и интеграции комплекса информационных систем.
«В информационной системе «АСТАНА-1» декларирование товаров производится в электронном виде, что позволило сократить время таможенной очистки товаров 80% от общего количества таможенных деклараций до 1 минуты. Ранее это время составляло 24 часа», — проинформировал А. Смаилов.
ИС «Маркировка товаров» направлена на сокращение контрафактной продукции и повышение конкурентоспособности среди предпринимателей. С прошлого года реализуются пилоты по маркировке алкогольной, табачной и обувной продукции.
В ИС «Электронные счета-фактуры» с 1 января 2019 года все плательщики НДС переведены на обязательную выписку электронных счетов-фактур.
Кроме того, с этого года переведены в электронный формат и другие первичные документы: электронные договора, акты выполненных работ, на базе которых реализовано автозаполнение бланка ЭСФ.
По повсеместному применению онлайн контрольно-кассовых машин приняты меры по стимулированию через проведение лотереи для граждан, для бизнеса при покупке онлайн-ККМ — уменьшения сумм уплачиваемых налогов на стоимость онлайн-ККМ. Также автоматизирована услуга по постановке на учет и снятию онлайн-ККМ. Наряду с этим, функции оператора фискальных данных переданы в конкурентную среду (АО «Казахтелеком», АО «Транстелеком», ТОО «Картел (Биллайн)»).
В настоящее время количество онлайн-ККМ составляет порядка 95% от общего количества ККМ, зарегистрированных на текущий момент.
В целях упрощения уплаты местных налогов проведена интеграция баз данных государственных органов с порталом электронного Правительства «EGOV» и АО «Каспи Банк». Так, в результате интеграции с АО «Каспи Банк» к сентябрю этого года налоговые платежи увеличились в 2,5 раза по сравнению с уровнем прошлого года.
С начала 2020 года субъекты микро- и малого бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы, будут освобождены от уплаты налога на доходы сроком на 3 года. Не подлежат освобождению: недропользователи, производители подакцизной продукции, игорный бизнес, участники внешнеэкономической деятельности.
Одновременно вводится мораторий на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса на 3 года. Исключение составят таможенные проверки, встречные налоговые проверки, проверки, проводимые в рамках уголовного дела и по заявлению самого налогоплательщика в отношении собственной деятельности.
О планах на 2020 год
На 2020 год в целях улучшения налогового и таможенного администрирования запланированы следующие мероприятия:
В динамике отмечается рост по налогу на добавленную стоимость (НДС) на товары внутреннего потребления на 282 млрд тенге, корпоративный подоходный налог — на 194 млрд тенге и по налогам с фонда оплаты труда на 95 млрд тенге. Также выросли таможенные платежи: НДС из стран ЕАЭС на 88 млрд тенге, из третьих стран — на 73 млрд тенге.
«Приведенные результаты свидетельствуют о правильности выбора стратегии развития органов госдоходов, ориентированной на повышение фискального администрирования», — подчеркнул А. Смаилов.
Уточненный прогноз доходов (без учета трансфертов) республиканского бюджета на 2019 год определен в сумме 7 трлн 81 млрд тенге. Увеличение доходов к факту 2018 года прогнозируется на 1 трлн 233 млрд тенге или 121,1%.
Налоговое администрирование
МФ РК постоянно совершенствуется система управления рисками, что позволяет более точно отбирать субъекты для контроля и повышать результативность проводимых мероприятий. В результате, сумма выявленных нарушений по итогам налоговых проверок увеличена до 129 млрд тенге.
Наряду с этим, совершенствуются и методы камерального (дистанционного) контроля. В текущем году внедрены новые процедуры камерального контроля с использованием электронных счетов-фактур. Дополнительно начислено налогов на 221 млрд тенге, взыскано свыше 175 млрд тенге.
Также реализуются меры, направленные на стимулирование уплаты налогов в бюджет.
В текущем году проводится налоговая амнистия для субъектов МСБ (с января 2019 г.) и физических лиц (с августа 2019 г.) путем списания начисленных пеней и штрафов при условии уплаты налогоплательщиком суммы основного долга.
На 1 ноября текущего года амнистией воспользовались порядка 46% должников субъектов МСБ, которые выплатили 13 млрд тенге налогов. Им списано 4,4 млрд тенге штрафов и пени. Свыше 30% должников физических лиц погасили основной долг по налогам на сумму 10 млрд тенге. Им списано порядка 2 млрд тенге штрафов и пени. В совокупности это позволило обеспечить снижение недоимки на 5%, которая на сегодняшний день составляет 221 млрд тенге.
Таможенное администрирование
В рамках таможенного администрирования основные акценты поставлены на повышение достоверности декларирования товаров, сокращение «серого» импорта и расхождений по таможенной статистике.
Сегодня фискальными органами Казахстана и Китая налаживаются электронные каналы связи в рамках заключенного Протокола по обмену предварительной информацией из экспортных деклараций.
Планируется до конца текущего года осуществить онлайн обмен данными.
С января 2019 года на 37 автомобильных пунктах пропуска государственной границы с Россией и Кыргызстаном совместно с Пограничной службой КНБ усилен экспортный контроль. Осуществляется мониторинг перемещения транспорта и грузов для полноты взимания НДС на импорт.
С 2020 года планируется разработать соответствующий модуль «Экспортный контроль» в информационных системах органов государственных доходов.
Цифровизация
Одним из действенных инструментов сокращения доли теневой экономики является цифровизация налогового и таможенного администрирования. Министерством финансов РК продолжается работа по внедрению системы прослеживаемости товаров посредством развития и интеграции комплекса информационных систем.
«В информационной системе «АСТАНА-1» декларирование товаров производится в электронном виде, что позволило сократить время таможенной очистки товаров 80% от общего количества таможенных деклараций до 1 минуты. Ранее это время составляло 24 часа», — проинформировал А. Смаилов.
ИС «Маркировка товаров» направлена на сокращение контрафактной продукции и повышение конкурентоспособности среди предпринимателей. С прошлого года реализуются пилоты по маркировке алкогольной, табачной и обувной продукции.
В ИС «Электронные счета-фактуры» с 1 января 2019 года все плательщики НДС переведены на обязательную выписку электронных счетов-фактур.
Кроме того, с этого года переведены в электронный формат и другие первичные документы: электронные договора, акты выполненных работ, на базе которых реализовано автозаполнение бланка ЭСФ.
По повсеместному применению онлайн контрольно-кассовых машин приняты меры по стимулированию через проведение лотереи для граждан, для бизнеса при покупке онлайн-ККМ — уменьшения сумм уплачиваемых налогов на стоимость онлайн-ККМ. Также автоматизирована услуга по постановке на учет и снятию онлайн-ККМ. Наряду с этим, функции оператора фискальных данных переданы в конкурентную среду (АО «Казахтелеком», АО «Транстелеком», ТОО «Картел (Биллайн)»).
В настоящее время количество онлайн-ККМ составляет порядка 95% от общего количества ККМ, зарегистрированных на текущий момент.
В целях упрощения уплаты местных налогов проведена интеграция баз данных государственных органов с порталом электронного Правительства «EGOV» и АО «Каспи Банк». Так, в результате интеграции с АО «Каспи Банк» к сентябрю этого года налоговые платежи увеличились в 2,5 раза по сравнению с уровнем прошлого года.
С начала 2020 года субъекты микро- и малого бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы, будут освобождены от уплаты налога на доходы сроком на 3 года. Не подлежат освобождению: недропользователи, производители подакцизной продукции, игорный бизнес, участники внешнеэкономической деятельности.
Одновременно вводится мораторий на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса на 3 года. Исключение составят таможенные проверки, встречные налоговые проверки, проверки, проводимые в рамках уголовного дела и по заявлению самого налогоплательщика в отношении собственной деятельности.
О планах на 2020 год
На 2020 год в целях улучшения налогового и таможенного администрирования запланированы следующие мероприятия:
- внедрение электронного кошелька налогоплательщика;
- введение трехкомпонентной интегрированной системы;
- ограничение перечня видов деятельности для применения патента;
- внедрение системы прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС;
- завершение реконструкции пунктов пропуска на границе с Узбекистаном;
- начало реконструкции 10 пунктов пропуска в рамках Китайского займа;
- полный обмен сведениями из экспортных деклараций с КНР.
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |