Относительно срока исковой давности по налоговым обязательствам и требованиям
Опубликованно: 15.01.2020 в 10:21
Согласно пункту 2 статьи 48 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах» (Налоговый кодекс) срок исковой давности составляет пять лет. При этом с 1 января 2020 года статья 48 Налогового кодекса действует в новой редакции, согласно которой срок исковой давности составит три года.
Действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие (пункт 1 статьи 43 Закона Республики Казахстан «О правовых актах»).
В этой связи, во избежание разного толкования указанной нормы, проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата» предусмотрены соответствующие поправки.
Согласно данным поправкам, по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим до 1 января 2020 года, срок исковой давности составляет 5 лет.
Таким образом, изменения статьи 48 Налогового кодекса регулируют налоговые обязательства и требования, возникшие после 1 января 2020 года.
Вместе с тем, наряду с налоговыми обязательствами налогоплательщик вправе в течение срока исковой давности вносить изменения и дополнения в налоговую отчетность, отзывать налоговую отчетность, требовать зачет и (или) возврат налогов и платежей в бюджет, пени (подпункт 2) и 3) пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса).
Таким образом, по требованиям налогоплательщика (зачет, возврат налогов и платежей в бюджет, пени, отзыв налоговой отчетности и т.д.), возникшим до 1 января 2020 года, срок исковой давности составит пять лет.
Учитывая изложенное, по налоговым обязательствам, возникшим до 1 января 2020 года срок исковой давности составит 5 лет, соответственно органы государственных доходов вправе в 2020 году исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет за налоговые периоды в пределах пятилетнего срока, с учетом положений статьи 48 Налогового кодекса, регулирующих продление и/или приостановление срока исковой давности.
В этой связи, во избежание разного толкования указанной нормы, проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата» предусмотрены соответствующие поправки.
Согласно данным поправкам, по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим до 1 января 2020 года, срок исковой давности составляет 5 лет.
Таким образом, изменения статьи 48 Налогового кодекса регулируют налоговые обязательства и требования, возникшие после 1 января 2020 года.
Вместе с тем, наряду с налоговыми обязательствами налогоплательщик вправе в течение срока исковой давности вносить изменения и дополнения в налоговую отчетность, отзывать налоговую отчетность, требовать зачет и (или) возврат налогов и платежей в бюджет, пени (подпункт 2) и 3) пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса).
Таким образом, по требованиям налогоплательщика (зачет, возврат налогов и платежей в бюджет, пени, отзыв налоговой отчетности и т.д.), возникшим до 1 января 2020 года, срок исковой давности составит пять лет.
Учитывая изложенное, по налоговым обязательствам, возникшим до 1 января 2020 года срок исковой давности составит 5 лет, соответственно органы государственных доходов вправе в 2020 году исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет за налоговые периоды в пределах пятилетнего срока, с учетом положений статьи 48 Налогового кодекса, регулирующих продление и/или приостановление срока исковой давности.
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |