Эксперты о ЕАЭС: Усиление конкуренции на рынке ЕАЭС — главное достижение евразийской интеграции
Опубликованно: 04.02.2020 в 10:11
Кроме того, решая вопрос свободного обращения товаров в рамках ЕАЭС, сторонами ведется активная совместная работа по устранению препятствий на внутреннем рынке. Казахстан принимает активное участие и стремится оказать необходимое содействие в решении этих вопросов.
Следует отметить, что Евразийской экономической комиссией доработаны определения терминов, которые необходимы для оценки препятствий на внутреннем рынке союза.
- Барьеры - препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, не соответствующие праву Союза. Поскольку барьеры являются нарушением права ЕАЭС, то в отношении них сразу принимаются меры по устранению
- Изъятия - предусмотренные правом Союза исключения (отступления) о неприменении государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка Союза.
- Ограничения - препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом Союза.
Как подчеркнула эксперт, наиболее проблемными сферами, связанными с препятствиями, являются техническое регулирование, таможенное регулирование, транспортная политика.
«Скоординированная и целенаправленная работа со стороны всех членов союза позволит сформировать общий рынок товаров с едиными требованиями и, соответственно, создаст условия для беспрепятственного перемещения товаров», — сказала политолог.
Стоит отметить, что Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года, время его действия еще относительно невелико для того, чтобы оценивать результаты. В целом, можно сказать, это революционных изменений в части взаимной торговли или иных сферах он не несет, так как выступает преемником Таможенного кодекса Таможенного союза.
В новом документе имеется ряд улучшений, направленных, в частности, на автоматизацию бизнес-процессов на таможне (приоритет электронного декларирования) и призванных облегчить процедуры декларирования, таможенного оформления и уплаты пошлин. Совершенствование кодекса призвано не только снизить препятствия для взаимной торговли, но и улучшить условия для реализации транзитного потенциала.
Национальные интересы и, в частности, национальное законодательство, согласуются с нормами ЕАЭС. Так, в Казахстане принятие нового Таможенного кодекса ЕАЭС привело к принятию обновленного кодекса "О таможенном регулировании в РК", в котором имплементированы положения Таможенного кодекса ЕАЭС.
Союзное правовое поле влияет на национальные законодательства стран-участниц. В то же время, национальные нормы и практики до настоящего времени сохраняют противоречия с союзным законодательством. Такие противоречия, в частности, в сфере взаимной торговли фиксируются Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), которая ведет Реестр препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза, в котором фиксируются все их виды (барьеры, изъятия, ограничения), и работает над их устранением.
В настоящее время Евразийской экономической комиссией зафиксировано в 67 препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза, в том числе 16 барьеров, 14 изъятий и 37 ограничений. Количество препятствий по отдельным странам ЕАЭС примерно одинаково – максимальное их количество приходится на Россию (50), минимальное – на Кыргызстан (44). Казахстан по количеству препятствий занимает второе после России место (48). При этом можно отметить, что большинство препятствий (44 из 68) применяются всеми пятью государствами ЕАЭС. Таким образом, за нарушение нормативной базы ЕАЭС и создание препятствий на внутреннем рынке союза ответственны практически в равной мере все пять стран.
«Наша основная задача – следование выбранной стратегии и эффективное воплощение в жизнь ранее принятых программ. При этом необходимо проводить строгий контроль за их реализацией. Самая главная задача, которую мы стремимся решить – это диверсификация экономики. У нас уже есть определенный опыт и некоторые результаты; провели две фазы индустриализации, переходим к третьей фазе. Однако рост, основанный на высокой производительности и инновациях – задача непростая. Для этого требуется создать высококачественную систему образования, которая поощряет и стимулирует творческий потенциал в науке, создает условия для инновационной деятельности», — сказала А. Абен.
Подводя итоги, эксперт отметила, что успешное многовекторное партнерство со многими странам позволяют Казахстану выйти на новый уровень экономического развития. Необходимо лишь более эффективно внедрять международный опыт, с учетом казахстанской специфики.
«Усиленная работа ведется по улучшению инвестиционного климата и привлечению инвестиций в страну, созданию условий для развития бизнеса. У нас хороший рейтинг в «Doing Business» (25 место). Однако имеются проблемы бюрократического характера, проблемы с коррупцией и прозрачностью. Над этим ведется определенная работа. По последним данным рейтинга стран мира по восприятию коррупции Казахстан улучшил свои позиции и занял 114 место», — резюмировала политолог.
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |