Преднамеренное, ложное банкротство, меры ответственности
Опубликованно: 11.02.2020 в 11:40
На сегодняшний день, банкротство является цивилизованной формой разрешения конфликта, возникшего между кредиторами и должником, позволяющая в определенной мере соблюсти интересы обоих, поскольку после завершения процедуры банкротства бывший должник освобождается от обязательств, связанных с ликвидированным бизнесом, и снова имеет возможность предпринимательства, а кредитор, в свою очередь, получает свои затраченные средства.
Процедуры банкротства проводятся с целью удовлетворения требований кредиторов и освобождения от долгов несостоятельного должника, не способного удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, включая требования по уплате заработной платы и уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, а также возможностью развития нового бизнеса, оздоровления экономики за счет ухода с рынка нежизнеспособного предприятия.
Однако на практике нередки случаи использования института банкротства в целях уклонения от уплаты долгов, после присвоения основной массы имущества руководителями или собственниками (учредителями) предприятий, либо его передачи в корыстных целях в пользу аффилиированных лиц.
В этой связи, в целях защиты интересов кредиторов в действующем законодательстве Республики Казахстана установлены следующие правовые механизмы.
Субсидиарная ответственность
Пункт 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» гласит, что если заявление о признании банкротом подано должником в суд с целью ложного банкротства, кредиторы вправе потребовать от должника возмещения причиненных убытков и обратиться в суд о привлечении лиц, принявших такое решение, к субсидиарной ответственности.
Таким образом, установление факта преднамеренного, ложного банкротства является основанием для привлечения виновных лиц к субсидиарной ответственности по долгам организации. То есть учредитель (участник) и (или) должностные лица должника банкрота возмещает убытки собственнику его имущества за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности.
Административная ответственность за заведомо ложное банкротство
Статьей 182 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за заведомо ложное объявление учредителем (участником), должностным лицом, органами юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.
За совершение указанного административного правонарушения предусмотрена ответственность в виде штрафа, в следующих размерах:
Уголовная ответственность за преднамеренное банкротство
Статьей 238 Уголовного кодекса Республики Казахстан, предусмотрена уголовная ответственность за преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное в результате действий (бездействия) учредителя (участника), должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, органов юридического лица, а равно индивидуального предпринимателя в личных интересах или интересах иных лиц, которые причинили крупный ущерб или иные тяжкие последствия.
Согласно подпункту 38) статьи 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан, под крупным ущербом понимается ущерб:
Согласно санкции статьи 238 Уголовного кодекса, за совершение действий, содержащих признаки преднамеренного банкротства может быть применена мера ответственности в виде: штрафа в размере до 3000 МРП, либо в виде исправительных работ в том же размере, либо в виде ограничения свободы на срок до 3 лет, либо в виде лишения свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Таким образом, в случае установление факта преднамеренного, ложного банкротства виновные лица предприятия банкрота, учредитель (участник) и (или) должностные лица должника понесут административную либо уголовную ответственность, кроме того привлечены к субсидиарной ответственности по долгам предприятия.
Однако на практике нередки случаи использования института банкротства в целях уклонения от уплаты долгов, после присвоения основной массы имущества руководителями или собственниками (учредителями) предприятий, либо его передачи в корыстных целях в пользу аффилиированных лиц.
В этой связи, в целях защиты интересов кредиторов в действующем законодательстве Республики Казахстана установлены следующие правовые механизмы.
Субсидиарная ответственность
Пункт 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» гласит, что если заявление о признании банкротом подано должником в суд с целью ложного банкротства, кредиторы вправе потребовать от должника возмещения причиненных убытков и обратиться в суд о привлечении лиц, принявших такое решение, к субсидиарной ответственности.
Таким образом, установление факта преднамеренного, ложного банкротства является основанием для привлечения виновных лиц к субсидиарной ответственности по долгам организации. То есть учредитель (участник) и (или) должностные лица должника банкрота возмещает убытки собственнику его имущества за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности.
Административная ответственность за заведомо ложное банкротство
Статьей 182 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за заведомо ложное объявление учредителем (участником), должностным лицом, органами юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.
За совершение указанного административного правонарушения предусмотрена ответственность в виде штрафа, в следующих размерах:
- на субъектов малого предпринимательства - в размере 300 месячных расчетных показателей (МРП);
- на субъектов среднего предпринимательства - в размере 500 МРП;
- на субъектов крупного предпринимательства - в размере 800 МРП.
Уголовная ответственность за преднамеренное банкротство
Статьей 238 Уголовного кодекса Республики Казахстан, предусмотрена уголовная ответственность за преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное в результате действий (бездействия) учредителя (участника), должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, органов юридического лица, а равно индивидуального предпринимателя в личных интересах или интересах иных лиц, которые причинили крупный ущерб или иные тяжкие последствия.
Согласно подпункту 38) статьи 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан, под крупным ущербом понимается ущерб:
- причиненный гражданину на сумму, в 1 000 раз превышающую МРП, либо причиненный организации или государству на сумму, в 10 000 раз превышающую МРП.
Согласно санкции статьи 238 Уголовного кодекса, за совершение действий, содержащих признаки преднамеренного банкротства может быть применена мера ответственности в виде: штрафа в размере до 3000 МРП, либо в виде исправительных работ в том же размере, либо в виде ограничения свободы на срок до 3 лет, либо в виде лишения свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Таким образом, в случае установление факта преднамеренного, ложного банкротства виновные лица предприятия банкрота, учредитель (участник) и (или) должностные лица должника понесут административную либо уголовную ответственность, кроме того привлечены к субсидиарной ответственности по долгам предприятия.
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |