Способы совершения уклонения от уплаты таможенных платежей и борьба с таким уклонением

Опубликованно: 04.08.2017 в 12:17

Таможенные платежи - это денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе пере­мещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РК. Уплата платежей — одно из основных условий опе­раций, связанных с внешней торговлей.

Таможенные платежи - это денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе пере­мещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РК. Уплата платежей — одно из основных условий опе­раций, связанных с внешней торговлей.

В основном, исчисление и взимание таможенных платежей таможенными органами реализуется при подаче декларации на товары и ее выпуске.  К сожалению, участники внешнеэкономической деятельности (далее - УВЭД) нередко допускают нарушения, которые влияют на размер исчисленных и взимаемых таможенных платежей и налогов.

Все ошибки УВЭДмогут быть разделены на три группы:

1)  правонарушения, совершаемые из-за неправильного толкования или незнания норм таможенного законодательства ТС (неправильный выбор метода определения таможенной стоимости, неправильное присвоение товару классификационного кода товара поТН ВЭД ТС, неправильное исчисление таможенных платежей программным обеспечением);

2) правонарушения, совершаемые с целью уменьшить размеры таможенных платежей (недостоверное заявление страны происхождения товара, фальсификация товара, указание недостоверной информации о перемещаемых товарах);

3) правонарушения, связанные  с уклонением от уплаты таможенных платежей.

            Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов — это предус­мотренные и запрещенные законом, нарушающие общественные устои, наказуемые, в том числе уголовно, деяния, направ­ленные на полную или частичную неуплату в установленный срок предписанных в соответствии с законом таможенных пла­тежей и налогов.

            Ответственность лиц за уклонение от уплаты таможенных платежей и налогов регламентирована как уголовным, так и административным законодательством. Основным разделом между двумя видами ответственности является размер нанесенного бюджету ущерба и наличием прямого умысла на совершение правонарушения: если сумма неуплаченных таможенных платежей и налогов превышает пять тысяч минимальных расчетныхпоказателей - то такое противоправное деяние образует состав преступления,предусмотренного ст.236 УК РК.При непревышении указанного предела ущерба, рассматривается вопрос привлечения правонарушителя к административной ответственности.    В слу­чаях, если при производстве таможенного контроля входе подсчета подлежа­щих уплате таможенных платежей будут вы­явлены сугубо арифметические ошибки, то есть совершенные по не­осторожности, то данные действия не повлекут уголовной ответственности.

Уклонение от уплаты таможенных платежейявляется одним из факторов, подрывающих основы функционирования бюджета путем огра­ничения поступлений в республиканский бюджет средств, по­лучаемых от уплаты таможенных платежей и сборов, влияют на формирование валютных резервов, необходимых для стабили­зации курса национальной валюты, посягают на стратегичес­кие интересы, связанные с добычей и использованием сырье­вых природных ресурсов.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, в основном, характеризуют следующие альтернативные действия либо бездействия:

1) заявление в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей недостоверных сведений о таможенной стоимости, таможеннойпроцедуре либо о стране происхождения товаров или транспортных средств, повлекших освобождение от таможенных платежей и налогов или заниже­ние их размера,манипуляция с кодами товара в соответствии с ТН ВЭД ТС;

2) представление таможенному органу документов, содер­жащих недостоверные сведения, дающие право на возврат упла­ченных таможенных платежей, получение выплат и иных воз­мещений или их невозвращение, либо возвращение не в пол­ном объеме либо без надлежащих документов;

3) неуплата таможенных платежей таможенному органу в порядке, размерах и в установленные сроки, если такая неупла­та произошла без уважительных причин;

4) представление таможенному органу подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты либо явля­ющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;

5) заявление таможенному органу иных ложных сведений, повлекших за собой неуплату таможенных платежей.

            Каким образом нами осуществляется работа по выявлению, устранению и недопущению впредь фактов совершения уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов?

            Перемещаемые в зону деятельности Департамента государственных доходов по Кызылординской области (далее - Департамент) товары и транспортные средства берутся под контроль с момента пересечения таможенной границы ЕврАзЭС, по прибытии помещаются на временное хранение в зону таможенного контроля (СВХ, МВХ). После подачи декларантом декларации на товары (далее - ДТ) с пакетом товаросопроводительных документов, информация об указанных товарах (сведения о таможенной стоимости, таможенной процедуре, классификация товара в соответствии с ТН ВЭД ЕврАзЭС, стране происхождения товаров, условиях поставки и т.д.) подвергается автоматической обработке системой управления рисками (далее - СУР), которая выдает обязательные к исполнению рекомендации по устранению возникших рисков или пропускает товары без таковых рекомендаций. Должностное лицо таможенного поста, выполняя указанные рекомендации, обязывает декларанта подтвердить указанную им стоимость на документальной основе или при непредставлении таковых документов декларантом оплачиваются ТПиН исходя из ценовой информации, установленной СУР. В случаях, когда декларантом представлены все документы, подтверждающие таможенную стоимость, первоначально заявленную в ДТ, но у должностного лица имеются сомнения в достоверности этой стоимости, то оно направляет вышеуказанную ДТ с пакетом товаросопроводительных документов в Управление тарифного регулирования и посттаможенного контроля для проведения таможенного контроля после выпуска товаров согласно таможенному законодательству (путем камеральных таможенных проверок, выездных таможенных проверок, сверок, обследований, переписки с третьими лицами, в том числе таможенными службами иностранных государств и т.д.).

В практической деятельности Департамента за 1-е полугодие 2017 года при осуществлении таможенного контроля были установлены 33 факта, последствиями совершения которых явилась неуплата или занижение таможенных платежей и налогов при уплате:

а) до выпуска товаровв ходе таможенного декларирования –2 факта недостоверного заявления кода товара по ТН ВЭД ЕврАзЭс с доначислением и взысканием ТПиН на общую сумму свыше 3,9 млн. тенге;

б) после выпуска товаров –31 факт на общую сумму 247 млн. тенге, из них:

- по недостоверной классификации товаров по коду ТНВЭД– 26 фактов,

- по занижению таможенной стоимости товаров – 4 факта;

- понецелевому использованию товаров, ввезенных с уплатой НДС методом зачета – 1 факт.

По фактам уклонения от уплаты таможенных платежей и сборов Службой экономических расследований Департамента возбуждено 3 уголовных дела по статье 236 УК РК и 1 уголовное дело по статье 385 УК РК.

Государственными органами и бизнес-сообществом осуществляется большая работа по устранению и минимизации рисков совершения уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов путем и гуманизации ответственности за его совершение.

Например, таможенным законодательством (статья 287 «Ответственность декларанта» КРК «О таможенном деле в РК») предусмотрены нормы, согласно которым декларант – правонарушитель не привлекается к ответственности, предусмотренной КРК «Об административных правонарушениях», в следующих случаях при:

1) изменении кода товаров при пересмотре решений по классификации товаров после их выпуска в случае, когда установлен факт неверной классификации товаров должностным лицом таможенного органа до выпуска товаров;

2) самостоятельном устранении нарушений, выявленных по результатам камеральной таможенной проверки, в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения проверяемому лицу уведомления об устранении нарушений по результатам камеральной таможенной проверки;

3) самостоятельном выявлении и добровольном устранении нарушений в течение одного года после выпуска товаров до начала проведения выездной таможенной проверки.

Уголовным законодательством также предусмотрена норма, согласно которой лицо, добровольно уплатившее сумму недоимки, начисленные пени, сумму штрафов, установленных законодательством Республики Казахстан, освобождается от уголовной ответственности по части первой статьи 236 «Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов» УК РК, если в его действиях не содержится состав иного преступления.

То есть, в основном, у УВЭД при совершении ошибки и правонарушения всегдаимеется законная возможность избежать ответственности при устранении вредных последствий и исполнении финансовых санкций.

Кроме того, Департаментом ведется активная разъяснительная работа, в том числе и по таможенному законодательству, путем выступлений по телевидению, радио, газетах и журналах, интернет – ресурсах, направленная на создание и упрочение в сознании налогоплательщиков (УВЭД) их твердой обязанности по уплате налогов, пошлин и сборов, установленных налоговым и таможенным законодательством, в полном объеме.

А также Департаментом на постоянной основе проводятсякруглые столы, рабочие встречи и совещания с УВЭД, в том числе совместно с другими государственными органами, НПП «Атамекен», «Нур - Отан» и общественными объединениями. На данных мероприятиях осуществляется обмен мнениями по практическому применению определенных норм законодательства, вырабатываются предложению по его улучшению, обсуждение бизнес – проектов и т.д.

Работа, направленная на принятие всего комплекса мер, направленных на борьбу с уклонением от уплаты таможенных платежей, ведется на постоянной основе и находится контролем руководства Департамента.

 

К.Дурменбаев,

Руководитель управления

Департамента государственных доходов

по Кызылординской области

Базовые ставки в РК

МЗП 60 000 тг
МРП 3 063 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Базовая ставка 13.5 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 917 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 778 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 2 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 525 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 28 284 тг
МРП 2 405 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 24 459 тг
МРП 2 269 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %
ОСМС (01.07.2017) 2 %
МЗП 22 859 тг
МРП 2 121 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %