Проект нового Налогового кодекса предполагает снижение налоговой ставки для малого бизнеса с 2018 года

Опубликованно: 04.08.2017 в 12:45

В рамках реализации Плана нации разработаны новые проекты Налогового и Таможенного кодексов.

В рамках реализации Плана нации разработаны новые проекты Налогового и Таможенного кодексов.

Вице-министр пояснил, что за МНЭ РК закреплена реализация четырех шагов по направлению «Индустриализация и экономический рост» в рамках «100 конкретных шагов». Три из них касаются налоговой и таможенной политики и один антимонопольной работы. 

Налоговые платежи формируют около 64% государственных доходов Республики Казахстан. Оптимизация налоговой и таможенной политики — важный компонент качественного экономического роста и повышения инвестиционной привлекательности страны.

В рамках Плана нации проводится работа по оптимизации действующих налоговых режимов — разработаны новые проекты Налогового и Таможенного кодексов. По части налогов предусматривается упрощение администрирования бизнеса со стороны государства, стимулирование кредитования, а также инвестиций в геологоразведку. Также планируется внедрить институт налоговых консультантов, дистанционный аудит и налоговые кредиты. 

«Работа над проектом кодекса уже завершена, в текущем месяце мы планируем внести его в Парламент, и ожидаем, что он будет введен в действие с 2018 года», – сказал Р. Даленов.
Что касается таможенного контроля, акцент будет сделан на внедрении электронных технологий при декларировании, применении автоматических информационных систем при совершении таможенных операций и использование механизмов «единого окна» при прохождении контроля.

Вице-министр доложил, что сейчас в Казахстане малый бизнес может выбрать разные варианты оплаты налогов: общеустановленный, подобно компаниям и патент – когда раз в полугодие платится 2% от оборота. В проекте нового Налогового кодекса предлагается снизить налоговую ставку с 2 до 1%, начиная с 2018 года.

«Если обороты большие, то малый бизнес может выбрать режим “упрощенная декларация” – когда раз в полугодие платится 3% с оборота. Она заменяет 2 налога (подоходный и социальный налоги). В проекте налогового кодекса ограничения по обороту и численности уравнять что для юридических лиц что для индивидуальных предпринимателей. Это улучшение, в первую очередь, для ИП», – сказал Р. Даленов.
Он отметил, что малому бизнесу будет предложен новый режим фиксированного вычета, который выгоден тем, у кого большие обороты, но низкая прибыль. 
«Для таких предпринимателей облагать обороты невыгодно. Поэтому налоговой базой будет разница между доходами и расходами. Крестьяне и фермеры получат право становиться плательщиками НДС, не теряя своего льготного режима. Им также станет разрешено заниматься прочими видами деятельности, и они от этого также не теряют льготный режим. Не будет ограничения входить в кооперативы, быть учредителями в нескольких сельхозпроизводителях и т.д.», – отметил Р. Даленов. 
«Администрирование, мы считаем, не должно строиться на ошибках, нужно помогать платить налоги. Часть проверок надо отдать в аутсорсинг, пусть бизнес сам проверяет бизнес. Кто попадает в «зеленую» зону, о них надо забыть. Кто попадает в «желтую» или «красную» зоны, там нужна либо помощь, либо прямое администрирование, то есть проверки», - сказал он.

По его словам, также в новом Налоговом кодексе предусматривается внедрение института налоговых консультантов, дистанционный аудит и предусматривается внедрение налоговых кредитов.


«То есть, предприятие открывается, у него поступает выручка, он ожидает прибыль, в будущем у него возникают налоги. Он смотрит и говорит, что-то я не потяну. В таком случае мы предусматриваем новый институт – это налоговый кредит. То есть, пусть он не платит пока данные налоги», - указал первый замглавы ведомства.


Как он отметил, если бизнесмен расширяет производство, составил бизнес-план и видит, что «в каком-то году должны возникнуть большие налоги, но у него отсутствуют наличные средства, есть две альтернативы».


«Это пойти в банк, взять кредит или пойти в налоговые органы - взять налоговый кредит, то есть, по сути, получить отсрочку на будущие налоговые обязательства. Сегодня эти обязательства, отсрочка, действует только на налоги, которые в прошлом доначислены, а теперь на налоги, которые возникнут в будущем», - добавил Р. Даленов.

Что касается периода отсрочки на уплату налогов, то это 3-5 лет, но этот вопрос, как уточнил представитель МНЭ, «еще обсуждается».

«Предполагается на 3-5 лет по ставке рефинансирования. Но это будет еще обсуждаться. Через 3-5- лет бизнесмен должен отдавать налоги по ставке рефинансирования», - заключил он. 
веб-сайт Премьер-Министра РК

Базовые ставки в РК

МЗП 60 000 тг
МРП 3 063 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Базовая ставка 13.5 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 917 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 778 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 2 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 525 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 28 284 тг
МРП 2 405 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 24 459 тг
МРП 2 269 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %
ОСМС (01.07.2017) 2 %
МЗП 22 859 тг
МРП 2 121 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %