О наружной рекламе

Опубликованно: 16.08.2017 в 16:26

Решил написать небольшую статью в связи частыми обращениями предпринимателей по поводу вопросов, связанных с размещением наружной рекламы. Постараюсь быть максимально лаконичным и понятным. Надеюсь информация будет максимально полезной для предпринимателей, состоящих в этой группе.

Решил написать небольшую статью в связи частыми обращениями предпринимателей по поводу вопросов, связанных с размещением наружной рекламы. Постараюсь быть максимально лаконичным и понятным. Надеюсь информация будет максимально полезной для предпринимателей, состоящих в этой группе.

Хочу отметить, что представленная в этой статье информация основана на анализе действующего законодательства РК и личной правоприменительной практике. Итак, поехали.

В наше время предприниматели РК так или иначе обеспокоены, а некоторые даже стали жертвами, неясности правового регулирования в области наружной рекламы. На мой взгляд это в первую очередь связано с довольно размытым понятием того, что, собственно, относится к рекламе и наружной рекламе, в частности. Многие слышали о том, что существуют определенные правила по размещению рекламы, однако размещают информацию, не предполагая, что та может быть квалифицирована как реклама.

Что является и не является рекламой?

Давайте обратимся к Закону Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года № 508 «О рекламе» за разъяснениями. В соответствии с указанным законом под рекламой понимается распространяемая и размещаемая в любой форме с помощью любых средств информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации.

Наружная реклама, в свою очередь, это реклама, размещенная на рекламных сооружениях, на движимых и недвижимых объектах и доступная визуальному восприятию на открытом пространстве в населенных пунктах и в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования. Здесь важно отметить, что наружная реклама - это подвид рекламы, и чтобы таковой считаться она должна 1) быть предназначенной для неопределенного круга лиц; 2) формировать или поддерживать интерес к вашим товарам, услугам и пр., 3) способствовать их реализации.

Теперь посмотрим, что же, согласно Закону, рекламой не является.

В соответствии со статьей 11, п. 1-1, Закона, к объектам наружной (визуальной) рекламы НЕ относятся следующие объекты рекламы:

Вывеска;

информация о режиме работы;

афиши с репертуаром учреждений культуры, исполнителей и спортивно-зрелищных мероприятий, размещенные в специально отведенных местах;

индивидуализация технических средств обслуживания и транспортных средств;

внешнее или внутреннее оформление витрин и окон для внешнего визуального восприятия следующего характера:

образцы товарной продукции;

средства собственной индивидуализации;

декоративное и праздничное оформление;

информационное табло с указанием видов нефтепродуктов, цен на нефтепродукты, наименования и логотипа продавца, установленное при въезде на автозаправочные станции;

информационный стенд, содержащий сведения о курсах покупки и продажи наличной иностранной валюты в тенге.

Перечень исчерпывающий и расширенному толкованию не подлежит. Если вы используете в своей деятельности что-либо из пункта 2 по пункт 10, вас можно поздравить – на вас не распространяются правила по размещению рекламы. Можете не читать дальше, закрыть чат и спокойно наслаждаться пятницей. Пункт 1 вывеска — это тот случай, по которому как правило обращаются, является очень скользким и к этому зверю мы вернемся чуть позже.

Итак, с определениями вроде разобрались идем дальше.

А справочка на справочку у вас имеется?

Теперь давайте поговорим о правилах размещения. Закон говорит нам о том, что Размещение объекта наружной рекламы допускается при наличии определенных разрешительных документов.

В связи с тем, что в моей практике большинство случаев, связанных с наружной рекламой были так или иначе связаны с налоговыми сборами, давайте обратимся к Кодексу Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)». Статья 528 указывает, что размещение объектов рекламы без соответствующих документов запрещается.  Вот именно ЗАПРЕЩАЕТСЯ, а это значит, что размещение наружки без документов считается правонарушением.

Какие нужны документы?

При размещении объектов рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения на основании документа, выдаваемого Национальным оператором по управлению автомобильными дорогами (паспорт), а при размещении объектов рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования областного значения на основании документа, выдаваемого местным исполнительным органом области на определенный срок в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

В случае размещения объектов рекламы в населенных пунктах на основании разрешения, выдаваемого местными исполнительными органами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Однако, «при отсутствии соответствующего разрешительного документа основанием для взыскания и внесения в бюджет суммы платы является фактическое размещение объектов наружной (визуальной) рекламы».

Из всего этого можно сделать следующие выводы – для того, чтобы разместить наружную рекламу нужны разрешительные документы. Но если документов нет, то налоговая будет опираться на сам факт размещения рекламы. То есть для целей налогообложения не важно – есть у вас документы или нет. Есть – наружка, заплати налог. (По тарифам писать не буду. Кому интересно – ст. 530 НК.)

Ходютъ тут, фотографируют…

В соответствии с Законом «О рекламе» проверка относительно объектов наружной рекламы проводится по общим правилам, предусмотренным Предпринимательским Кодексом. Кроме того, государственный контроль за размещением наружной (визуальной) рекламы осуществляется в иной форме контроля посредством наблюдения с фото- или видеофиксацией фактов размещения наружной (визуальной) рекламы с нарушением требований законодательства Республики Казахстан.

Вернемся к статье 528 НК РК, а именно к 4 пункту -  сведения о плательщиках платы и объектах обложения по форме, установленной уполномоченным органом. В настоящий момент действует Приказ Министра государственных доходов Республики Казахстан от 28 декабря 2001 года № 1793 «Об утверждении форм сведений по налогам и другим обязательным платежам в бюджет». Нас интересует форма приложение № 16, регламентирующее подачу сведений о размещении наружки без разрешительных документов. Если внимательно присмотреться к форме, то можно увидеть в ней графу номер, дата, протокола о нарушении. ПРОТОКОЛА, КАРЛ!

То есть,  проверяющий при выявлении нарушения должен составить протокол, в котором должен дать квалификацию вашей информации как рекламы. Именно в этой графе, проверяющий должен описать каким образом ваша информация формирует или поддерживает интерес к вашим товарам, услугам и пр., + способствует их реализации.

И именно с этим связано большинство проблем. Настало время вернуться к чудному зверю под названием «вывеска».

Что такое вывеска и с чем ее едят

В соответствии с Законом «О рекламе» вывеска — это информация о роде деятельности, включая средства их индивидуализации, размещаемая в пределах входа в здание по числу входов в него и (или) на входе ограждения занимаемой территории, а также на крышах и фасадах в пределах собственных (арендуемых) зданий, пристроек к ним и временных сооружений физических и юридических лиц в местах реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг;)

Я бы мог просто написать «вывеска — это то, что не формирует интерес к вам и вашим товарам, а также не способствует реализации», допить остывший кофе и уйти спать, но я обещал, что постараюсь быть максимально полезным.

Так вот, загвоздка заключается в том, что никто не может дать вам правильный ответ – а формирует ли ваша вывеска «Магазин подушек» интерес к вашим подушкам и повлияла ли она на продажи. А может это просто указание на вид деятельноститоваров, которые вы продаете? Конечно, если у вас вместо вывески используется УТП, созданное по всем правилам 4U, то возможно вам стоит задуматься о том, чтобы убрать ее, но в остальных случаях – квалификацию дает именно проверяющий. И именно эту квалификацию вам, в случае если вы не согласны, надо оспорить.

Мнения судебных инстанций на этот счет тоже нельзя назвать последовательными. Существуют случаи, когда вывеску «НОТАРИУС» один суд принимает за рекламу (но ведь люди читают ее и узнают о том, что в этом здании сидит нотариус, а значит идут к нему), при этом надзорная инстанция говорит о том, что это всего лишь указание на деятельность.

Если у вас размещен логотип компаниибренда, тут тоже вопрос неоднозначный. Опять вернемся к определениям: понятие реклама, помимо прочего, включает в себя товарный знак, но и определение вывески содержит слова «включая средства их индивидуализации», а товарный знак и есть средство индивидуализации.

Более того, в соответствии с Законом о защите прав потребителя, у продавца есть обязанность сообщить покупателю информацию о товарном знаке. А как это сделать лучше, чем указать на вывеске?

В общем, вопрос неоднозначный и, к сожалению, общей тенденции в судебной практике пока не сильно наблюдается. Тем не менее, какие выводы можно сделать из этой статьи:

Еще раз посмотрите на свою вывеску и спросите себя – можно ли о ней сказать, что она привлекает людей и заставляет их покупать?

 Для налоговой не важно есть ли у вас разрешения. Если есть реклама – плати.

Проверяющий должен составить протокол и квалифицировать информацию как рекламную.

Если вы не согласны, то оспаривать нужно именно то, как проверяющий квалифицировал вашу вывеску.

Надеюсь был полезным.

С уважением,

Арман Курмангалиев

Юрист

Республиканский центр
помощи предпринимателям

Базовые ставки в РК

МЗП 60 000 тг
МРП 3 063 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Базовая ставка 13.5 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 917 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 778 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 2 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 525 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 28 284 тг
МРП 2 405 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 24 459 тг
МРП 2 269 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %
ОСМС (01.07.2017) 2 %
МЗП 22 859 тг
МРП 2 121 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %