Камеральный контроль юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Опубликованно: 04.10.2017 в 16:18

Уважаемые налогоплательщики хочу вкратце пояснить, что камеральный контроль - контроль, осуществляемый налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.

Уважаемые налогоплательщики хочу вкратце пояснить, что камеральный контроль - контроль, осуществляемый налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.

Камеральный контроль является составной частью системы управления рисками.

Согласно Постановлению Верховного суда РК от 29.06.2017 г «О судебной практике применения налогового законодательства»  в связи с необходимостью разъяснения отдельных норм налогового законодательства вытекает следующее.

Из статьи 585 Налогового кодекса Республики Казахстан (далее НК РК) следует, что камеральный контроль определён как контроль, осуществляемый органами госдоходов на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика (пункт 1). Цель камерального контроля- предоставление налогоплательщикам права самостоятельного устранения нарушений, выявленных органами госдохов по результатам камерального контроля, путем постановки на регистрационный учет в органах госдоходов и (или) представление налоговой отчетности в соответствии со статьей 587 НК РК и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Из статьи 587 НК РК следует, что исполнением уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, признается представление налогоплательщиком налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения, либо пояснения по ним, либо жалобы на действия (бездействие) должностных лиц органов госдоходов по направлению такого уведомления. В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик представляет налоговую отчетность, в случае несогласия он представляет пояснение в орган госдоходов, направивший уведомление или жалобу в вышестоящий орган госдоходов. Неисполнение в установленный срок уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, влечет приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика в соответствии со статьей 611 Налогового Кодекса.

То есть в любом случае на налогоплательщика налагается обязанность (представить или налоговую отчётность или пояснение или жалобу)

Орган госдоходов дает оценку пояснению налогоплательщика на предмет его соответствия требованиям пункта 2-1 ст. 587 Налогового кодекса. При несоответствии его требованиям закона, орган госдоходов вправе признать уведомление по результатам камерального контроля неисполненным.

В случае неисполнения уведомления применяется вышеуказанный способ обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства. Кроме этого, согласно пункту 5 и подпункту 2 пункта 9 статьи 627 Налогового кодекса орган госдоходов проводит тематическую налоговую проверку.

При оспаривании налогоплательщиком действий (бездействия) и актов органов госдоходов, связанных с неисполнением уведомления по результатам камерального контроля, суд проверяет соответствие пояснений требованиям налогового законодательства.

Уведомление по результатам камерального контроля относится к предусмотренным статьей 293 ГПК решениям госорганов, подлежащих судебному оспариванию.

При рассмотрении таких гражданских дел с учетом приведенной выше норм Налогового кодекса необходимо решать вопрос о законности указанных в уведомлениях оснований без проверки их обоснованности по существу. Иначе будут предрешены результаты будущих налоговых проверок, в том числе внеплановой тематической проверки по вопросу неисполнения уведомления по результатам камерального контроля, поэтому судам достаточно выяснить, имелись ли у органов госдоходов предусмотренные законом основания для вынесения указанного уведомления.

    Кроме этого, участились нарушения по уклонению от налогов путем минимизации, когда налогоплательщик предоставив дополнительную отчетность и устранив нарушение, через некоторое время минимизирует (уменьшает)начисленную сумму тем самым уклоняясь от уплаты. Хочу предупредить, уважаемые налогоплательщики, что такие действия необоснованно принимать - чревато последствиями дополнительной проверки налогоплательщика, всей его финансово- хозяйственной деятельности за последние 5 лет и дальнейшей передачей всех материалов на проверку в Управление аудита ДГД по г. Алматы.

 

В конце хочу остановиться по предлагаемым изменениям при администрировании налогоплательщиков и проведении камерального контроля в налоговом законодательстве с 01.01.2018 года.

Не случайно согласно реалиям текущего времени и поставленным задачам Главой государства по улучшению налогового законодательства, администрированию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части камерального контроля будет уделено особое внимание. Не секрет, в связи с сокращением налоговых проверок без необходимого обоснования, камеральный контроль остается основным, а может и главным рычагом при администрировании налогоплательщиков в целях выявления допускаемых, к сожалению, нарушений при составлении и сдаче налоговой отчетности и вообще при ведении бухгалтерского и налогового учета.

 

 

 

Заместитель руководителя 

Управления государственных доходов 

по Турксибскому району г. Алматы 

Калиев Алмат Серикович

Базовые ставки в РК

МЗП 60 000 тг
МРП 3 063 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Базовая ставка 13.5 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 917 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 778 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 2 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 525 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 28 284 тг
МРП 2 405 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 24 459 тг
МРП 2 269 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %
ОСМС (01.07.2017) 2 %
МЗП 22 859 тг
МРП 2 121 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %