Разъяснение по электронным счетам-фактурам

Опубликованно: 18.10.2017 в 12:59

В связи с часто задаваемыми вопросами Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан предоставляет разъяснение по электронным счетам-фактурам.

В связи с часто задаваемыми вопросами Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан предоставляет разъяснение по электронным счетам-фактурам.

Вопрос. Обязаны ли налогоплательщики, являющиеся уполномоченными экономическими операторами, таможенными представителями, таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов выписывать электронные счета-фактуры по иным видам деятельности, не относящиеся не посредственно к вышеуказанной деятельности? 

В соответствии с пунктом 2 статьи 263 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс) счет-фактуру в электронной формеобязаны выписывать, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2-1 данной статьи:

1) налогоплательщики, являющиеся уполномоченными экономическими операторами, таможенными представителями, таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов в соответствии с законодательствомРеспублики Казахстан о таможенном деле;

2) налогоплательщики в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в реализацию международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан.

К подпункту 2) пункта 2 статьи 263 Налогового кодекса относятся налогоплательщики, реализующие товары, включенные в Перечень, утвержденный Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 9 февраля 2017 года № 58 «Об утверждении перечня товаров, в отношении которых применяются ввозные таможенные пошлины, размера ставок и срока их действия» (далее – Перечень).
Данный Перечень был утвержден для Республики Казахстан Советом Евразийской экономической комиссии на основании подписанного главами Государств – членов Евразийского экономического союза «Протокола о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза» (п. Бурабай, 16 октября 2015 года). 

Так, в целях реализации Протокола Республика Казахстан принимает обязательства по ведению учета и контроля товаров, включенных в Перечень.

Согласно пункту 15 статьи 263 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей, выписка счета-фактуры не требуется в случаях:

1) осуществления расчетов за предоставленные коммунальные услуги, услуги связи через банки с применением первичных учетных документов, служащих основанием при ведении бухгалтерского учета;

2) оформления перевозки пассажира проездным билетом (кроме случаев, предусмотренных в подпунктах 3) и 3-1) данного пункта);

3) оформления перевозки пассажира электронным билетом, выдаваемым на воздушном транспорте;

3-1) оформления перевозки пассажира электронным проездным документом, выдаваемым на железнодорожном транспорте;

4) представления покупателю чека контрольно-кассовой машины в случае реализации товаров, работ, услуг за наличный расчет, за исключением случаев реализации товаров, работ, услуг лицам, указанным в пункте 1 статьи 276Налогового кодекса;

5) безвозмездной передачи товара физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом, частным судебным исполнителем, адвокатом, профессиональным медиатором;

6) оказания услуг, предусмотренных статьей 250Налогового кодекса;

7) осуществления расчетов за товары, работы, услуги с применением оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек, за исключением случаев приобретения товаров, работ, услуг лицами, указанными в пункте 1 статьи 276Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 16 статьи 263 Налогового кодекса,в случаях, предусмотренных подпунктами 1), 2), 4) и 7) пункта 15данной статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить это требование с учетом положений данной статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе товаров, работ, услуг реквизитов юридического лица, через доверенное лицо которого осуществляется приобретение товаров, работ, услуг, или индивидуального предпринимателя, приобретающего товары, работы, услуги.

В случае, предусмотренном подпунктом 3) пункта 15данной статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе обратиться к поставщику для подтверждения факта проезда на воздушном транспорте в целях отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость по услугам перевозки, оказанным таким поставщиком, а поставщик обязан выписать бесплатно:

документ, подтверждающий факт проезда физического лица на воздушном транспорте,

или

счет-фактуру, выписка которого должна осуществляться с соблюдением положений данной статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе товаров, работ, услуг реквизитов юридического лица, через доверенное лицо которого осуществляется приобретение услуги по перевозке на воздушном транспорте, или индивидуального предпринимателя, приобретающего услуги по перевозке на воздушном транспорте.

В случае, предусмотренном подпунктом 3-1) пункта 15 данной статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе обратиться к поставщику с требованием выписать счет-фактуру для подтверждения факта проезда на железнодорожном транспорте в целях отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость по услугам перевозки, оказанным таким поставщиком, а поставщик обязан выполнить это требование.

Согласнопункта 16-1 статьи 263 Налогового кодекса,в целях выполнения требований пункта 16 данной статьи выписка счета-фактуры осуществляется:

1) в случаях, предусмотренных в подпунктах 1), 2), 3) и 3-1) пункта 15данной статьи, - в день совершения оборота или позже, но в пределах срока исковой давности, установленного пунктом 2 статьи 46Налогового кодекса. При этом при выписке счета-фактуры позже даты совершения оборота наряду с датой выписки счета-фактуры поставщиком услуг указывается дата совершения оборота по реализации с указанием налога, исчисленного по ставке, действующей на дату совершения оборота;

2) в случаях, предусмотренных в подпунктах 4) и 7) пункта 15 данной статьи, - по месту реализации товаров, работ, услуг в день совершения оборота или позже, но в пределах срока исковой давности, установленного пунктом 2 статьи 46Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 78 Правил документооборота счетов-фактур, выписываемых в электронной форме, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12 мая 2017 года № 301 при реализации физическим лицам товаров, включенных в Перечень, с представлением чека контрольно-кассовой машины, поставщик таких товаров выписывает электронный счет-фактуру на весь оборот за день, по каждому виду товара, с заполнением отдельных строк, с указанием в Разделе С "Реквизиты получателя":

в строке 17 "Получатель" – "Физические лица" (данная строка заполняется автоматически);

в строке 18 "Адрес места нахождения" – "Розничная торговля" (данная строка заполняется автоматически);

в ячейке "I" строки 20 "Категория получателя" раздела C "Реквизит получателя" – делается отметка.

В случае необходимости может быть выписано несколько электронных счетов-фактур.

На основании вышеизложенного, в случае если поставщик  подпадает под категорию налогоплательщиков,указанных в пункте2 статьи 263 Налогового кодекса, то такие налогоплательщики обязаны выписывать  счет-фактуру в электроннойформе.

При этом в случае, если счет-фактура в электронном форме не был выписан в соответствии с положениями пункта 15 статьи 263 Налогового кодекса, то поставщик при обращении получателя должен в день совершения оборота или позже, но в пределах срока исковой давности, установленного пунктом 2 статьи 46 Налогового кодексаобязан выписать счет фактуру исключительно в электронном виде.

Базовые ставки в РК

МЗП 60 000 тг
МРП 3 063 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Базовая ставка 13.5 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 917 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 778 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 2 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 525 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 28 284 тг
МРП 2 405 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 24 459 тг
МРП 2 269 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %
ОСМС (01.07.2017) 2 %
МЗП 22 859 тг
МРП 2 121 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %