Актуальные вопросы назначения выборочных налоговых проверок
Опубликованно: 19.04.2018 в 12:07
Зачастую у налогоплательщиков при назначении выборочной проверки возникают вопросы относительно оснований назначения налоговой проверки, т.е. при получении от налогового органа извещения о выборочной налоговой проверке первый вопрос: почему и как…?
Зачастую у налогоплательщиков при назначении выборочной проверки возникают вопросы относительно оснований назначения налоговой проверки, т.е. при получении от налогового органа извещения о выборочной налоговой проверке первый вопрос: почему и как…? В данной статье хочу осветить вопросы, касающиеся понятия выборочной проверки, порядка ознакомления налогоплательщика и оснований, послуживших отбору налогоплательщика на выборочную проверку. В Налоговый кодекс с 2018 года включены дополнения и изменения с целью приведения в соответствие с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и определены виды налоговых проверок, такие как выборочная и внеплановая. Это статья 145 Налогового кодекса, где дано понятие видов налоговых проверок:
Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:
1)выборочные налоговые проверки;
2)внеплановые налоговые проверки.
Согласно пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса выборочными налоговыми проверками являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности
налогоплательщиков (налоговых агентов).
Статьей 147 Налогового кодекса предусмотрено оповещение налогоплательщика налоговым органом о проведении выборочной проверки.
Так налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения выборочной комплексной и (или) выборочной тематической проверки направляют или вручают извещение о проведении выборочной налоговой проверки налогоплательщику (налоговому агенту) по форме, установленной уполномоченным органом, если иное не установлено настоящей статьей.
Извещение направляется или вручается налогоплательщику (налоговому агенту) по месту нахождения, указанному в регистрационных данных.
Извещение, направленное по почте заказным письмом с уведомлением, считается врученным со дня получения ответа почтовой или иной организации связи.
Форма извещения утверждена приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 08.02.2018г. №146 «О некоторых вопросах налогового и таможенного администрирования» приложение 20. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 февраля 2018 года № 16450, опубликован 13 марта 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан.
В извещении указываются форма налоговой проверки, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов, права и обязанности налогоплательщика (налогового агента) при проведении налоговой проверки, а также другие данные, необходимые для проведения налоговой проверки.
Отбор налогоплательщиков в список выборочных проверок производится уполномоченным органом с использованием системы управления рисками, в Налоговом кодексе это Глава 17.
До 2018г. критерии оценки степени рисков по отбору налогоплательщиков для проведения налоговых проверок являлись конфиденциальной (служебной) информацией. Однако с 2018г. с внесением изменений в Налоговый кодекс согласно статьи 137 Налогового кодекса критерии степени рисков являются конфиденциальной информацией, за исключением следующих критериев:
- налоговая нагрузка;
-среднемесячная заработная плата на одного работника;
-отражаемые в налоговой отчетности суммы расходов и доходов;
-сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами;
-отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
-многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность;
-нарушения, выявленные по результатам камерального контроля;
-неоднократное приближение к предельному значению установленных настоящим Кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы;
-критерии, которые могут снизить степень риска;
критерии, утверждаемые уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом по предпринимательству;
-критерии в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан и статьей 137 Налогового кодекса принят Совместный приказ Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 251 и исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2018 года № 74 по утверждению критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов (объектов) при проведении выборочной налоговой проверки.
Первым субъективным критерием оценки степеней рисков является коэффициент налоговой нагрузки, который определяется в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 253 «Об утверждении Правил расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), за исключением физических лиц, не зарегистрированных в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей и не занимающихся частной практикой». Общий показатель степени риска проверяемого субъекта рассчитывается по критериям оценки степени риска, относящимся к конфиденциальной (служебной) информации. Выборочные проверки назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени по каждому риску, исходя из приоритетности проверяемых субъектов (объектов) с наибольшим показателем степени риска и штатной численности должностных лиц структурных подразделений органов государственных доходов, осуществляющих проверки. Списки налогоплательщиков, подлежащих выборочной проверке, формируются на полугодие. Кратность проведения выборочной проверки по налогоплательщику определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по критериям оценки степени рисков и не должна превышать одного раза в год. Отдельно следует напомнить, что некоторые налогоплательщики, пытаясь избежать проведения выборочной налоговой проверки, прибегают к миграции из одной области в другую область, но у налоговых органов налажено взаимодействие между регионами по обмену информацией и данные действия не послужат в дальнейшем основанием по не проведению выборочной проверки. Кроме того, налоговым законодательством налогоплательщику, подлежащему выборочной проверке предоставляется право заранее подготовиться с возможностью сдачи дополнительных форм налоговой отчетности до начала проведения проверки для устранения имеющихся нарушений.
В заключении хочу отметить, что добросовестное соблюдение норм налогового законодательства позволит избежать налогоплательщикам вхождения в группу риска, подлежащую включению в список выборочных проверок с высокой степенью риска.
Управление аудита ДГД по Карагандинской области
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |