В Казахстане введена «трехуровневая» документация по трансфертному ценообразованию
Опубликованно: 26.04.2018 в 12:23
26 декабря 2017 года официально опубликован Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» (далее – Закон). В числе прочего, Закон вводит обязательства по подготовке и представлению «трехуровневой» документации по трансфертному ценообразованию.
Пресс-служба
Комитета государственных доходов
Министерства финансов РК
Кратко
26 декабря 2017 года официально опубликован Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» (далее – Закон). В числе прочего, Закон вводит обязательства по подготовке и представлению «трехуровневой» документации по трансфертному ценообразованию.
В деталях
Основные изменения
Закон вводит новые обязательства к международным группам (далее – МГ) по подготовке и представлению «трехуровневой» документации по ТЦ в соответствии с рекомендациями Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) в рамках мероприятия 13 Программы по предотвращению размывания налоговой базы и ухода от налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting). Согласно изменениям в Законе, МГ, осуществляющие деятельность в Казахстане, при определенных обстоятельствах, рассмотренных ниже, обязаны подготавливать и представлять в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) «трехуровневую» документацию по ТЦ, состоящую из следующих видов отчетности (далее – отчетность):
- межстрановая;
- основная;
- местная;
- заявление об участии в МГ.
Непредставление, недостоверное или неполное представление, либо отказ в представлении в уполномоченный орган отчетности по трансфертному ценообразованию в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании, влекут штраф согласно КоАПРеспублики Казахстан. Данная норма вводится в действие с 1 января 2019 года.
Важно:
- межстрановая и местная отчетность обязательны к представлению на периодической основе, тогда как основная представляется по требованию уполномоченного органа (в случае соответствия критериям, установленным Законом);
- формы и порядок заполнения отчетности утверждаются уполномоченным органом.
Определение МГ
В соответствии с изменениями в Закон, МГ – совокупность лиц, являющихся участниками МГ, включая материнскую компанию такой МГ, которые одновременно соответствуют следующим условиям:
- лица связаны между собой посредством контроля и (или) участия;
- в группу лиц входит хотя бы один резидент Казахстана либо лицо, осуществляющее в Казахстане предпринимательскую деятельность через структурное подразделение, постоянное учреждение;
- в их отношении составляется консолидированная финансовая отчетность либо финансовая отчетность которых не учитывается при составлении консолидированной финансовой отчетности исключительно в силу размера или существенности данных в соответствии с МСФО, принимаемыми фондовыми биржами для допуска ценных бумаг к торгам. Важно, что диапазон участников МГ достаточно широк и включает в себя большинство дочерних компаний / филиалов / постоянных учреждений МГ в Республике Казахстан.
Межстрановая отчетность
Обязанность по представлению межстрановой отчетности возлагается на одного из следующих участников МГ:
- материнскую компанию, которая является резидентом Казахстана;
- уполномоченного участника (если материнская компания предоставила такому участнику полномочия по представлению межстрановой отчетности);
- резидента Казахстана или нерезидента, осуществляющего предпринимательскую деятельность в Казахстане через структурное подразделение, постоянное учреждение, по требованию уполномоченного органа при соблюдении определенных условий (например, материнская компания не имеет или не исполнила обязательство по представлению межстрановой отчетности согласно законодательству зарубежной юрисдикции ее резидентства или такая юрисдикция не имеет действующего международного договора с Казахстаном, предусматривающего обмен информацией по вопросам налогообложения, либо такой договор не выполняется).
при условии, что размер выручки по консолидированной финансовой отчетности МГ за финансовый год, непосредственно предшествующему отчетному финансовому году, составляет не менее суммы:
- эквивалентной 750 миллионам евро – в случае, если материнская компания МГ является резидентом Казахстана;
· установленной законодательством иностранного государства, резидентом которого является материнская компания или уполномоченный участник – в случае, если материнская компания или уполномоченный
участник не является резидентом Казахстана.
Межстрановая отчетность за отчетный финансовый год представляется в уполномоченный орган участником МГ не позднее 12 месяцев, следующих за отчетным финансовым годом или со дня получения участником МГ требования о представлении межстрановой отчетности. Важно отметить, что положения Закона о межстрановой отчетности вводятся ретроспективно и действуют с 1 января 2016 года. При этом такая отчетность представляется за 2016 год до 1 января 2018 года.
Основная отчетность
Обязанность по представлению основной отчетности по требованию уполномоченного органа возлагается на следующих участников МГ, которыми в отчетном финансовом году совершались сделки, подлежащие контролю согласно статье 3 Закона:
- материнскую компанию, которая является резидентом Казахстана;
- уполномоченного участника (в случае предоставления такому участнику полномочия по подаче основной отчетности);
- резидента Казахстана, не являющегося материнской компанией или уполномоченным участником;
- нерезидента, осуществляющего предпринимательскую деятельность в Казахстане через структурное подразделение, постоянное учреждение, если материнская компания или уполномоченный участник не является резидентом Казахстан.
при условии, что размер выручки по консолидированной финансовой отчетности МГ за финансовый год, непосредственно предшествующий отчетному финансовому году, составляет не менее суммы, установленной для обязательства по межстрановой отчетности.
Основная отчетность за отчетный финансовый год представляется в уполномоченный орган участником МГ не позднее 12 месяцев со дня получения участником МГ требования о представлении основной отчетности. Положения Закона по основной отчетности вступают в силу с 1 января 2019 года.
Важно, что положения Закона охватывают широкий диапазон участников МГ, и уполномоченный орган при соблюдении вышеуказанных условий вправе истребовать основную отчетность у любой дочерней компании / филиала / постоянного учреждения МГ в Казахстане, соответствующей вышеизложенным условиям.
Местная отчетность
Обязанность по представлению местной отчетности возлагается на следующих участников МГ, осуществляющих в отчетном финансовом году сделки,
подлежащие контролю согласно Закону:
- материнскую компанию, которая является резидентом Казахстана;
- уполномоченного участника (в случае предоставления такому участнику полномочия по представлению местной отчетности);
- резидента Казахстана, не являющегося материнской компанией или уполномоченным участником;
- нерезидента, осуществляющего предпринимательскую деятельность в Казахстане через структурное подразделение, постоянное учреждение;
при условии, что размер выручки по консолидированной финансовой отчетности МГ за финансовый год, непосредственно предшествующий отчетному финансовому году, составляет не менее пятимиллионнократного месячного расчетного показателя.
Местная отчетность за отчетный финансовый год представляется в уполномоченный орган участником МГ на ежегодной основе не позднее 12 месяцев, следующих за отчетным финансовым годом. Положения Закона по местной отчетности вступают в силу с 1 января 2019 года.
Заявление об участии в МГ
Обязанность по представлению заявления об участии в МГ возлагается на всех участников МГ, при наличии у них обязанности по
представлению (на ежегодной основе или по требованию) любой из отчетностей (межстрановая, основная, местная). Заявление об участии в МГ за отчетный финансовый год представляется в уполномоченный орган участником МГ не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным финансовым годом. Положения Закона о подготовке и представлении заявления об участии в МГ вступают в силу с 1 января 2018 года.
В настоящее время…
Приказом Министра финансов Республики Казахстан №178 от 14 февраля 2018 года утверждены формы межстрановой отчетности и заявления об участии в международной группе и правила их заполнения. В рамках дорожной карты ОЭСР ведется работа по присоединению Казахстана к Многостороннему соглашению компетентных органов (МСАА) по автоматическому обмену межстрановой отчетностью.
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |