Об особенностях таможенного контроля в свете нового таможенного законодательства
Опубликованно: 25.06.2018 в 13:26
Как известно в нашу страну ввозится и вывозится огромное количество товаров из разных стран мира. Как и кем осуществляется контроль? Думаю, этими вопросами хоть раз задавались люди, которые, так или иначе, сталкивались с вопросами экспорта или импорта товаров. Действительно, каким образом осуществляется контроль в отношении товаров, интересует не только лиц, впервые ввозящих/вывозящих товар, но и лиц, которые осуществляют этот самый контроль – то есть служащих в данной сфере.
Как известно в нашу страну ввозится и вывозится огромное количество товаров из разных стран мира. Как и кем осуществляется контроль? Думаю, этими вопросами хоть раз задавались люди, которые, так или иначе, сталкивались с вопросами экспорта или импорта товаров. Действительно, каким образом осуществляется контроль в отношении товаров, интересует не только лиц, впервые ввозящих/вывозящих товар, но и лиц, которые осуществляют этот самый контроль – то есть служащих в данной сфере.
Одним из видов такого контроля является - таможенный контроль. Осуществляется он таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и Республики Казахстан.
С 1 января 2018 года в нашей стране действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, ратифицированный Законом Республики Казахстан от 13.12.2018г. № 115, а также Кодекс Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республики Казахстан».
Понятие таможенного контроля включает в себя совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.
Таможенный контроль проводится в отношении товаров и транспортных средств, таможенных и иных документов, которые предоставляются в таможенные органы.
Кроме того, таможенный контроль может проводиться в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу Евразийского экономического союза.
При ввозе: товары находятся под таможенным контролем с момента пресечения таможенной границы Евразийского экономического союза.
При вывозе: с момента регистрации таможенной декларации либо непосредственно после вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза.
Проводя таможенный контроль, таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками.
Это означает, что электронная система самостоятельно определяет объект таможенного контроля, в отношении которого должностное лицо таможенного органа должно провести контроль, а также определяет форму таможенного контроля.
Таможенные органы применяют такие формы таможенного контроля как:
получение объяснений;
проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;
таможенный осмотр;
таможенный досмотр;
личный таможенный досмотр;
таможенный осмотр помещений и территорий;
таможенная проверка.
С наступлением летнего сезона, увеличивается поток пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза физических лиц.
Поэтому рассмотрим такие формы таможенного контроля как таможенный досмотр и личный таможенный досмотр.
Таможенный досмотр заключается в проведении осмотра товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары.
Таможенный орган о месте и времени проведения таможенного досмотра уведомляет лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров – любым способом.
Однако имеются случаи, когда таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей. Такие как:
- неявка лиц либо случаев, когда такие лица не установлены;
- наличия угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных и растений, окружающей среде;
- пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;
- оставления на таможенной территории Евразийского экономического союза товаров, которые должны быть вывезены.
После проведения таможенного досмотра составляется Акт таможенного досмотра, в котором указываются сведения о лице проводившим таможенный досмотр, о лицах, присутствовавших при его проведении, результаты таможенного досмотра и иные сведения предусмотренные формой акта.
Личный таможенный досмотр проводится только в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу в пунктах пропуска и в аэропортах. В случае если у должностного лица есть основания полагать, что лицо скрывают при себе и добровольно не выдают товары, которые перемещает через таможенную границу с нарушением, то в отношении него проводится личный таможенный досмотр.
Личный таможенный досмотр проводится только по письменному решению руководителя, заместителя таможенного поста/ контрольно-пропускного пункта, либо замещающих их лиц, с которым в обязательном порядке должно быть ознакомлено лицо, в отношении которого проводится личный таможенный досмотр.
Перед началом проведения личного таможенного досмотра сотрудник обязан ознакомить лицо с его правами, и предлагают добровольно выдать товары.
Должностное лицо, осуществляющее личный таможенный досмотр должно быть одного пола с лицом, в отношении которого проводится личный таможенный досмотр, в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Не должно быть доступа в помещение другим лицам, а также возможность наблюдения за проведением личного таможенного досмотра должна быть полностью исключена.
При проведении личного таможенного досмотра несовершеннолетнего или недееспособного физического лица обязаны присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны либо попечители) или сопровождающие его лица.
Действия должностного лица таможенного органа при проведении личного таможенного досмотра не должны ущемлять честь и достоинство физического лица, в отношении которого проводится личный таможенный досмотр, и причинять вред здоровью и ущерб имуществу этого физического лица.
Физическое лицо, в отношении которого проводится личный таможенный досмотр, имеет право:
- ознакомиться с решением о проведении личного таможенного досмотра и порядком его проведения до начала проведения личного таможенного досмотра;
- ознакомиться со своими правами и обязанностями;
- давать объяснения и заявлять ходатайства;
- добровольно выдать скрываемые при себе товары;
- пользоваться родным языком и услугами переводчика;
- знакомиться с актом личного таможенного досмотра по окончании его составления и делать в нем заявления в письменной форме;
- обжаловать действия должностных лиц таможенного органа, проводящих личный таможенный досмотр.
После проведения личного таможенного досмотра в течение одного часа после его проведения составляется Акт таможенного досмотра. Указанный Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный таможенный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный таможенный досмотр, или его законным представителем, или сопровождающим его лицом, понятыми, а при проведении обследования тела физического лица, в отношении которого был проведен личный таможенный досмотр, – также медицинским работником. Составляется он в двух экземплярах, один из которых незамедлительно вручается физическому лицу, в отношении которого был проведен личный таможенный досмотр.
Сегодня мы рассмотрели вопрос порядка осуществления таможенного контроля.
Кроме того, таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют и иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный, радиационный, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Управление разъяснительной работы Департамента государственных доходов по Восточно-Казахстанской области
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |