Автоматизация таможенных процессов в рамках ускоренной цифровизации
Опубликованно: 28.06.2018 в 12:17
Премьер-министром Республики Казахстан отмечено, что сильная цифровая страна начинается с сильного бизнеса, полностью интегрированного в мир цифровых решений. В этой связи программа призвана широко внедрятьи использовать бизнесом цифровых технологий во всех приоритетных секторах. В данном направлении будет создаваться система стимулов к диджитализации для предпринимателей.
В 12 декабре 2017 года утверждена Государственная программа «Цифровой Казахстан». В качестве стартового маневра Правительство выбрало стратегию ускоренной цифровизации девяти отраслей.
Премьер-министром Республики Казахстан отмечено, что сильная цифровая страна начинается с сильного бизнеса, полностью интегрированного в мир цифровых решений. В этой связи программа призвана широко внедрятьи использовать бизнесом цифровых технологий во всех приоритетных секторах. В данном направлении будет создаваться система стимулов к диджитализации для предпринимателей.
В мировой практике одним из приоритетных направлений цифровизации является автоматизация таможенных процессов. Автоматизация таможенного администрирования предусматривает электронное декларирование товаров с использованием электронных документов, результаты контроля которых фиксируются только с помощью информационной системы.
Реализация цифровых инициатив должна стать важным звеном в ряде мероприятий для дальнейшего экономического роста страны. Программа имеет значительный потенциал создания добавленной стоимости и сокращения издержек в экономике, что позволит достичь темпов роста ВВП страны.
Согласно программе наиболее значимые эффекты с точки зрения ВВП придутся на 12 ключевых проектов, одним из которых является создание цифровой платформы для МСБ (единое окно), а также совершенствование таможенного и налогового администрирования и переход на электронное декларирование.
В этих целях Казахстаном внедрена информационная автоматизированная система таможенного и налогового администрирования «АСТАНА-1». ИС «АСТАНА-1» является многофункциональной и комплексной системой, в этой связи её внедрение было осуществлено поэтапно. ИС «АСТАНА-1» разработана и введена в рамках реализации 38 шага Плана нации – 100 конкретных шагов в целях развития электронного декларирования.
В настоящее время система находится в опытной эксплуатации. Сдача системы в промышленную эксплуатацию будет начата после проведения работ по доработке системы и реализации всех видов интеграционных взаимодействий в соответствии с правилами и порядком предусмотренным законодательством Республики Казахстан об информатизации.
В рамках совершенствования таможенного и налогового администрирования, в том числе автоматизации этих процессов, приняты и вступили в силу новые законодательные акты: Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), Кодекс Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республики Казахстан», а также Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.
Как известно в целях повышения экономической заинтересованности национальных компаний и обеспечения поступления валютной выручки в страну, законодательствами государств-членов ЕАЭС предусмотрено предоставление экспортерам льгот – по возмещению налога на добавленную стоимость, уплаченного при производстве или приобретении экспортируемых товаров. Порядок предоставления льгот урегулирован налоговыми законодательствами.
В соответствии со статьей 386 Налогового кодекса Республики Казахстан одним из документов подтверждающих экспорт товаров, является копия декларации на товары с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров с помещением под таможенную процедуру экспорта, а также с отметкой таможенного органа Республики Казахстан или таможенного органа другого государства-члена ЕАЭС, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе ЕАЭС. Декларация на товары в виде электронного документа, покоторой в информационных системах налоговых органов имеется уведомлениетаможенных органов о фактическом вывозе товаров, также является документом, подтверждающим экспорт товаров.
Статьей 152 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае экспорта товаров при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС.
В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республики Казахстан», а также статьей 93 Таможенного кодекса ЕАЭС, порядок подтверждения таможенными органами фактического вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС определяется Комиссией.
В настоящее время действует Порядок подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 330, который помимо электронного обмена информации о фактическом вывозе товаров предусматривает и сбор, обработку и передачу бумажных носителей деклараций на товары с отметками о фактическом вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС.
В целях совершенствования таможенного регулирования и автоматизации таможенных процессов, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссией от 7 февраля 2018 года № 25 утвержден новый Порядок подтверждения таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза, применение которого, установлено с 1 сентября 2018 года.
Новый Порядок предусматривает взаимодействие таможенного органа места убытия с таможенным органом выпускав электронном виде, исключая необходимость пересылки комплекта документов на бумажном носителе. Подтверждение фактического вывоза товаров в электронном виде, осуществляется путем обмена электронными сообщениями. При этом в случае отсутствия информации о вывозе товаров в информационных системах, не исключается возможность обращения субъекта предпринимательства в таможенный орган выпуска с мотивированным обращениемо подтверждении фактического вывоза товаров, поданным в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, в произвольной форме.
Новый порядок направлен на более эффективное проведение таможенным органом места убытия таможенного контроля в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, предоставление субъектам предпринимательства информации о фактическом вывозе товаров по отельным запросам, позволит упростить и ускорить процесс подтверждения фактического вывоза товаров, а также снизит финансовые издержки таможенных органов, связанных с пересылкой и хранением документов на бумажных носителях.
С Решение Коллегии Евразийской экономической комиссией от 7 февраля 2018 года № 25 «О Порядке подтверждения таможенными органами государств– членов Евразийского экономического союза фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза» можно ознакомиться на официальном сайте docs.eaeunion.org
Таможенный пост
«Специализированный пост «Актобе»
ДГД по Актюбинской области
Багиров В.А.
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |