О порядке применения контрольно-кассовых машин
Опубликованно: 17.07.2018 в 12:52
Cогласно налоговому законодательству на территории Республики Казахстан денежные расчеты за наличный расчет и с использованием платежной карточкой производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Совершая покупки, приобретая услуги, граждане регулярно сталкиваются с применением контрольно кассовой машины и выдачей чеков. Казалось бы, ситуация ясна и понятна. Пришел покупатель совершил покупку, приобрел необходимый товар в торговом центре либо ему оказали услугу за наличный расчет и (или) расчет с использованием платежных карточек, выдали ему чек. Многие покупатели не придают должного значения на невыдачу чеков продавцами. Невыдача чека способствует занижению получаемого дохода хозяйствующего субъекта, что в свою очередь, влияет на полноту поступления налогов в бюджет. Поэтому, хотим обратиться ко всем гражданам при покупке товаров, получения услуг обязательно требуйте чек контрольно-кассовой машины. Так как, требуя выдачу чека Вы отстаиваете не только свои интересы и права, но и государства в виде пополнения бюджета налогами.
При этом разъясняем, что действующим налоговым законодательством предусмотрено положение о том, что не у всех лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность возникают обязательства по применению контрольно-кассовой машины.
Так, согласно налоговому законодательству на территории Республики Казахстан денежные расчеты за наличный расчет и с использованием платежной карточкой производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Вместе с тем, такие обязательства по применению контрольно-кассовой машины при денежных расчетах не распространяются на следующие категории лиц: физических лиц, адвокатов и медиаторов, а также индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары), осуществляющих деятельность с применением специального налогового режима на основе патента, в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса через нестационарные торговые объекты на территории открытых торговых рынков, а также в рамках специального налогового режима на основе уплаты единого земельного налога по деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим.
Для сведения сообщаем, что с 01.01.2018 г. изменено требование, предъявляемое при регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, т.е. при постановке на учет в налоговых органах по месту использования подлежат только технически исправные контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в государственный реестр, за исключением налогоплательщиков, деятельность которых находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования.
Торговые автоматы и терминалы оплаты услуг, осуществляющие денежные расчеты при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, подлежат оснащению контрольно-кассовыми машинами.
С 01.07.2015 г. для налогоплательщиков осуществляющих оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, алкогольной продукции, с 01.01.2016 г. для налогоплательщиков осуществляющих виды деятельности, по перечню, установленных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 февраля 2018 года № 206 предусмотрена обязанность по применению контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных при денежных расчетах.
При этом обязанность по применению контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных не распространяются на налогоплательщиков, деятельность которых находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования.
При применении контрольно-кассовых машин предъявляются следующие требования:
1) осуществляется постановка контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе до начала деятельности, связанной с денежными расчетами;
2) осуществляется выдача чека контрольно-кассовой машины или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу;
3) обеспечивается доступ должностных лиц налоговых органов к контрольно-кассовой машине.
При этом сообщаем, что чек контрольно-кассовой машины должен содержать следующую информацию:
1) наименование налогоплательщика;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) заводской номер контрольно-кассовой машины;
4) регистрационный номер контрольно-кассовой машины в налоговом органе;
5) порядковый номер чека;
6) дату и время совершения покупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
7) цену товара, работы, услуги и (или) сумму покупки;
8) фискальный признак;
9) наименование оператора фискальных данных и реквизиты интернет-ресурса оператора фискальных данных для проверки подлинности контрольного чека контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных.
Ответственное лицо налогоплательщика при эксплуатации контрольно-кассовой машины:
1) осуществляет ввод информации о денежном расчете;
2) в случае отсутствия электроэнергии или неисправности контрольно-кассовой машины заполняет и выдает товарный чек;
3) в случае временного отсутствия сети телекоммуникаций, предоставляемых оператором фискальных данных, использует автономный режим работы контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных;
4) заполняет книгу учета наличных денег;
5) при завершении смены выполняет процедуру "конец смены" путем снятия сменного отчета (Z-отчет) согласно техническим требованиям изготовителя модели контрольно-кассовой машины.
Таким образом, граждане Республики Казахстан, при приобретении товаров, работ или услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек имеют право требовать от продавца выдачу чека контрольно-кассовой машины, документа, подтверждающего факт осуществления между продавцом и покупателем денежного расчета и продавец обязан выдать данный чек покупателю при наличии обязательств по применению контрольно-кассовой машины. В случае отсутствия электроэнергии или неисправности контрольно-кассовой машины продавец обязан заполнить и выдать товарный чек.
Доводим до сведения, что Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность (статья 284) за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении на территории Республики Казахстан денежных расчетов, производимых при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег, а также применение контрольно-кассовой машины, являющейся неисправной или не состоящей на учете в органе государственных доходов по месту использования в виде предупреждения.
При этом за вышеуказанные действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания предусмотрен штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
Также Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыдачу чека контрольно-кассовой машины или товарного чека либо выдаче чека контрольно-кассовой машины или товарного чека на сумму больше или меньше уплаченной за товар или услугу в виде предупреждения.
При этом за вышеуказанное деяние, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания предусмотрен штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере сорока месячных расчетных показателей.
В связи с чем, еще раз обращаемся к населению и призываем Вас отстаивать собственные интересы как потребителей товаров, работ и услуг, повышать гражданскую активность путем требования чека контрольно-кассовой машины за приобретенный товар либо оказанную услугу, тем самым способствовать в пополнении бюджета нашего государства.
В случае не выдачи чека контрольно-кассовой машины, граждане могут обратиться с жалобой на нарушения в органы государственных доходов с указанием конкретных фактов и обстоятельств при наличии у налогоплательщика (продавца) обязательств по применению контрольно-кассовой машины в предпринимательской деятельности.
Управление государственных доходов по Актогайскому району
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |