Изменение сроков исполнения налогового обязательства

Опубликованно: 20.07.2018 в 13:50

 Налоговым законодательством предусмотрена возможность изменения сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат путем получения отсрочки и рассрочки.

 Налоговым законодательством предусмотрена возможность изменения сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат путем получения отсрочки и рассрочки.

Отсрочка  -  единовременная уплата сумм налогов и (или) плат, предоставляется на срок, не превышающий 6 месяцев.

Рассрочка – с ежемесячной или ежеквартальной уплатой сумм налогов и (или) плат равными долями предоставляется на срок, не превышающий трех лет.

Изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат не освобождает налогоплательщика от уплаты пени за несвоевременную их уплату.

При этом, если налогоплательщику причинен ущерб в результате стихийного бедствия, а также в случае, если судом принято решение о применении в отношении должника процедуры урегулирования неплатежеспособности, то в период действия отсрочки или рассрочки не начисляется пеня.

Помимо налогов, с этого года, Налоговым Кодексом предусмотрены возможность изменения сроков исполнения налогового обязательства по уплате плат за пользование земельными участками, пользование водными ресурсами поверхностных источников, эмиссии в окружающую среду.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки будет приниматься органом государственных доходов  по месту нахождения налогоплательщика либо органом государственных доходов по месту уплаты налогов и (или) плат.

С заявлением об изменении сроков исполнения налогового обязательства можно обратиться при возникновении одного из семи оснований:

1) налогоплательщику причинен ущерб в результате непреодолимой силы (чрезвычайные ситуации социального, природного, техногенного, экологического характера, военные действия и иные обстоятельства непреодолимой силы);

2) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг налогоплательщиком носит сезонный характер;

3) имущественное положение физического лица, не состоящего на регистрационном учете в качестве ИП (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Республики Казахстан не может быть обращено взыскание), исключает возможность единовременной уплаты налога;

4) судом принято решение о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности;

5) основной вид деятельности налогоплательщика относится к отрасли экономики, имеющей стратегическое значение согласно законам Республики Казахстан;

6) представление налогоплательщиком дополнительной налоговой отчетности;

7) согласие налогоплательщика с суммами начисленных налогов и (или) плат, указанными в уведомлении о результатах проверки. Данное положение не распространяется на налогоплательщиков, период с даты регистрации которых в качестве налогоплательщика до даты подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки составляет не менее пяти лет.

 

К заявлению об изменении срока исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат прилагаются следующие документы:

  • перечень контрагентов-дебиторов налогоплательщика с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами-дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства). Положения настоящего подпункта не распространяются на физическое лицо, не состоящее на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой;
  • документы, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налогов и (или) плат (в результате стихийного бедствия; если судом принято решение о применении в отношении должника процедуры урегулирования неплатежеспособности);
  • документы об имуществе, которое может быть предметом залога с приложением отчета оценщика об оценке рыночной стоимости имущества, предоставляемого в залог, либо договор банковской гарантии, заключенный между банком-гарантом и налогоплательщиком, и банковская гарантия. При этом отчет оценщика об оценке рыночной стоимости залогового имущества должен быть составлен не ранее десяти рабочих дней до даты подачи налогоплательщиком заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки.

Имущество, под залог которого предоставляется перенос сроков уплаты налогов, должно быть ликвидным, т.е. быть востребованным на рынке, застрахованным от утраты или повреждений. Его рыночная стоимость должна быть не меньше налогов и пеней, подлежащих уплате в бюджет, с учетом начисленной пени за период действия отсрочки или рассрочки, а также расходов на его реализацию в случае нарушения налогоплательщиком графика.

Не могут быть предметом залога объекты жизнеобеспечения, электрическая, тепловая и иные виды энергии, арестованное имущество, имущество, на которое есть ограничения, наложенные госорганами, имущество, обремененное правами третьих лиц, скоропортящееся сырье, продукты питания.

В случаях, когда законами Республики Казахстан предусмотрена обязательная государственная регистрация договора залога имущества, налогоплательщик не позднее пяти рабочих дней со дня заключения договора залога предоставляет налоговому органу принявшему решение об изменении срока исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат, документ, подтверждающий регистрацию договора залога в соответствующем регистрирующем органе.

Досрочно может прекратиться решение о переносе сроков уплаты налоговых обязательств на основании:

  • уплаты налогоплательщиком всей суммы налогов (и/или пеней) до истечения срока;
  • нарушения налогоплательщиком графика погашения.

 

Кроме того, если налогоплательщиком нарушен график исполнения налогового обязательства ранее вынесенного решения, то в течение трех лет, предшествующих дню подачи налогоплательщиком заявления об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат, отсрочка или рассрочка не предоставляется.

 

Руководитель отдела принудительного взыскания УРЗ Департамента государственных доходов по Карагандинской области Ш.Ш. Еслямов

Базовые ставки в РК

МЗП 60 000 тг
МРП 3 063 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Базовая ставка 13.5 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 917 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 778 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 2 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 525 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 28 284 тг
МРП 2 405 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 24 459 тг
МРП 2 269 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %
ОСМС (01.07.2017) 2 %
МЗП 22 859 тг
МРП 2 121 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %