Презентован проект Закона РК «Об обязательном социальном страховании» в новой редакции

Опубликованно: 30.10.2018 в 16:00

29 октября 2018 года в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан состоялась презентация проекта  закона РК «Об обязательном социальном страховании» (далее - Законопроект) в новой редакции для членов Общественного совета.

29 октября 2018 года в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан состоялась презентация проекта  закона РК «Об обязательном социальном страховании» (далее - Законопроект) в новой редакции для членов Общественного совета.

Законопроект разработан в целях реализации поручения Главы государства в Послании народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» в части усиления взаимосвязи между трудовым стажем и размерами социальных выплат в системе обязательного социального страхования.

Основная цель законопроекта - усиление правовых, экономических и организационных основ обязательного социального страхования путем пересмотра параметров назначения социальных выплат из Государственного фонда социального страхования (ГФСС).

Обязательное социальное страхование для работающих граждан было введено в Республике Казахстан с 1 января 2005 года, как дополнительная помощь к базовому государственному социальному обеспечению.

Сегодня системой обязательного социального страхования охвачено порядка 6 млн человек. В 2017 году выплаты получили более 770 тыс. человек на сумму почти 160 млрд тенге. Общая сумма социальных выплат за 13 лет с 2005 по 2017 годы составила 905 млрд тенге.

В Законопроекте пересмотрены параметры по четырем видам социальных рисков: по утрате трудоспособности, потере кормильца, потере работы, уходу за ребенком до 1 года.

В частности, для поощрения большего стажа участия в системе обязательного социального страхования предлагается повысить коэффициенты стажа участия на 1% за каждый год для участников системы социального страхования, у которых трудовой стаж более 6 лет. Это приведет к справедливому механизму назначения социальных выплат для тех, кто больше работает.

В законопроекте также предлагается пересмотреть определение среднемесячного размера дохода, который является основой для расчета выплаты. Сегодня при определении размера выплаты учитываются доходы за 2 года, независимо от перерывов в работе. В проекте Закона предлагается учитывать наибольшую сумму доходов за последовательные 2 года из последних 3 лет до наступления социального риска. Это позволит учитывать фактически утраченный заработок, увеличить размер выплаты и обеспечить социальную справедливость.

Кроме того, законопроектом предлагается определять размер выплат для получателей, утративших трудоспособность, в зависимости от индивидуальной степени утраты трудоспособности, а не действующих усредненных коэффициентов.

Аналогично для семей, потерявших кормильца, в целях повышения коэффициентов количества иждивенцев, предлагается установить единую градацию по аналогии назначения государственного пособия из бюджета.

Сегодня выплаты из ГФСС назначаются в градации иждивенцев от 1 до 4 детей, а пособия из бюджета в градации от 1 до 6 детей. При этом, коэффициенты, применяемые в разрезе иждивенцев, значительно отличаются. Применение единого подхода позволит повысить размеры социальных выплат семьям, оставшимся без кормильца, и, особенно, семьям, имеющим 5 и более детей. Например, действующий коэффициент для выплат из ГФСС при 2 детях составляет 0,5. Предлагается увеличить данный коэффициент по аналогии с выплатами из госбюджета до 1,49. Это приведет к росту средних размеров выплат с 16 913 до 43 619 тенге. Если же детей в семье 4, то средняя выплата вырастет с 26 327 до 67 986 тенге.

Требование времени изменить подходы при назначении социальных выплат обусловлено отсутствием стимулов для большего участия в системе обязательного социального страхования и необходимостью повысить заинтересованность граждан в формальной занятости.

Новые подходы, предлагаемые в законопроекте, направлены на улучшение благосостояния и защиту социальных интересов работающих граждан в случаях, когда у них возникает социальный риск.

Члены Общественного совета обсудили предложенные изменения параметров назначения социальных выплат и отметили, что новые подходы при исчислении размеров социальных выплат позволят увеличить как размеры социальных выплат, так и количество самих получателей. Это, в свою очередь, благотворно повлияет на благосостояние наших граждан и улучшит качество их жизни.

Базовые ставки в РК

МЗП 60 000 тг
МРП 3 063 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Базовая ставка 13.5 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 917 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 778 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 2 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 525 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 28 284 тг
МРП 2 405 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 24 459 тг
МРП 2 269 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %
ОСМС (01.07.2017) 2 %
МЗП 22 859 тг
МРП 2 121 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %