Презентован проект Закона РК «Об обязательном социальном страховании» в новой редакции
Опубликованно: 30.10.2018 в 16:00
29 октября 2018 года в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан состоялась презентация проекта закона РК «Об обязательном социальном страховании» (далее - Законопроект) в новой редакции для членов Общественного совета.
29 октября 2018 года в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан состоялась презентация проекта закона РК «Об обязательном социальном страховании» (далее - Законопроект) в новой редакции для членов Общественного совета.
Законопроект разработан в целях реализации поручения Главы государства в Послании народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» в части усиления взаимосвязи между трудовым стажем и размерами социальных выплат в системе обязательного социального страхования.
Основная цель законопроекта - усиление правовых, экономических и организационных основ обязательного социального страхования путем пересмотра параметров назначения социальных выплат из Государственного фонда социального страхования (ГФСС).
Обязательное социальное страхование для работающих граждан было введено в Республике Казахстан с 1 января 2005 года, как дополнительная помощь к базовому государственному социальному обеспечению.
Сегодня системой обязательного социального страхования охвачено порядка 6 млн человек. В 2017 году выплаты получили более 770 тыс. человек на сумму почти 160 млрд тенге. Общая сумма социальных выплат за 13 лет с 2005 по 2017 годы составила 905 млрд тенге.
В Законопроекте пересмотрены параметры по четырем видам социальных рисков: по утрате трудоспособности, потере кормильца, потере работы, уходу за ребенком до 1 года.
В частности, для поощрения большего стажа участия в системе обязательного социального страхования предлагается повысить коэффициенты стажа участия на 1% за каждый год для участников системы социального страхования, у которых трудовой стаж более 6 лет. Это приведет к справедливому механизму назначения социальных выплат для тех, кто больше работает.
В законопроекте также предлагается пересмотреть определение среднемесячного размера дохода, который является основой для расчета выплаты. Сегодня при определении размера выплаты учитываются доходы за 2 года, независимо от перерывов в работе. В проекте Закона предлагается учитывать наибольшую сумму доходов за последовательные 2 года из последних 3 лет до наступления социального риска. Это позволит учитывать фактически утраченный заработок, увеличить размер выплаты и обеспечить социальную справедливость.
Кроме того, законопроектом предлагается определять размер выплат для получателей, утративших трудоспособность, в зависимости от индивидуальной степени утраты трудоспособности, а не действующих усредненных коэффициентов.
Аналогично для семей, потерявших кормильца, в целях повышения коэффициентов количества иждивенцев, предлагается установить единую градацию по аналогии назначения государственного пособия из бюджета.
Сегодня выплаты из ГФСС назначаются в градации иждивенцев от 1 до 4 детей, а пособия из бюджета в градации от 1 до 6 детей. При этом, коэффициенты, применяемые в разрезе иждивенцев, значительно отличаются. Применение единого подхода позволит повысить размеры социальных выплат семьям, оставшимся без кормильца, и, особенно, семьям, имеющим 5 и более детей. Например, действующий коэффициент для выплат из ГФСС при 2 детях составляет 0,5. Предлагается увеличить данный коэффициент по аналогии с выплатами из госбюджета до 1,49. Это приведет к росту средних размеров выплат с 16 913 до 43 619 тенге. Если же детей в семье 4, то средняя выплата вырастет с 26 327 до 67 986 тенге.
Требование времени изменить подходы при назначении социальных выплат обусловлено отсутствием стимулов для большего участия в системе обязательного социального страхования и необходимостью повысить заинтересованность граждан в формальной занятости.
Новые подходы, предлагаемые в законопроекте, направлены на улучшение благосостояния и защиту социальных интересов работающих граждан в случаях, когда у них возникает социальный риск.
Члены Общественного совета обсудили предложенные изменения параметров назначения социальных выплат и отметили, что новые подходы при исчислении размеров социальных выплат позволят увеличить как размеры социальных выплат, так и количество самих получателей. Это, в свою очередь, благотворно повлияет на благосостояние наших граждан и улучшит качество их жизни.
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |