Правительство приостановило работу по созданию Института банкротства физлиц
Опубликованно: 30.11.2018 в 16:31
Разработка законопроекта о восстановлении платёжеспособности граждан приостановлена из-за рисков возврата по льготной ипотечной госпрограмме.
Разработка законопроекта о восстановлении платёжеспособности граждан приостановлена из-за рисков возврата по льготной ипотечной госпрограмме.
Кабмин заморозил работу над проектом Закона «О восстановлении платёжеспособности граждан». Соответствующее решение принято в сентябре. И одной из веских тому причин стали риски платёжной дисциплины заёмщиков в рамках госпрограммы «7-20-25». Об этом abctv.kz в кулуарах заседания правительства в понедельник, 26 ноября, сообщила руководитель Управления реабилитации и банкротства Комитета государственных доходов (КГД) Министерства финансов, Айгуль Уалиева.
«На уровне правительства со стороны Национального банка [Казахстана] высказывались риски, что принятие закона о банкротстве физических лиц может привести к невозможности использования нового механизма ипотечного кредитования ввиду иждивенческих настроений среди заёмщиков», – объясняет природу решения Уалиева.
Число должников за последние пять лет удвоилось, до 1,7 млн человек, а размер задолженности вырос в 7,5 раза, до 12,7 млрд тенге, заявляли ранее в КГД, презентуя законопроект и обосновывая его необходимость. Другим риск-аргументом ведомство называло «безвыходность положения людей, как основание для проведения несанкционированных акций протеста». При этом ключевым системным вызовом указывалась растущая кредитная задолженность и доля в ней просрочки (90+ дней).
Законопроект предполагал в изначальном виде как внесудебную, так и судебную процедуры банкротства. Люди, прошедшие соответствующую процедуру, имели такие последствия, как: запрет на опекунство и попечительство, запрет на повторное восстановление платёжеспособности в течение 10 лет, кредитный мониторинг в течение трёх лет и уголовную ответственность в случае недобросовестного поведения (с запретом на занятие бизнесом
По словам Увалиевой, в июле этого года принят новый закон по вопросам валютного регулирования и валютного контроля, которым введён новый порядок ипотечного кредитования. Также в реализацию «Пяти социальных инициатив», озвученных главой государства, стартовала новая программа – «7-20-25». Как известно, данная программа предусматривает предоставление займов физическим лицам для приобретения жилья.
В связи с чем, продолжает она, принято решение дать небольшое время для реализации ипотечной программы, анализа промежуточных результатов и, исходя из практики реализации, определиться с дальнейшим внесением данного законопроекта в мажилис, рассказала руководитель управления. По данным Минфина, примерные сроки возвращения к разработке законопроекта не оговаривались.
Отметим, по данным Нацбанка, порядка 1,7 млн физических лиц имеют проблемные займы. Напомним, законопроект «О восстановлении платёжеспособности граждан» предполагал распространение на всех физических лиц независимо от структуры долга, это могли быть как ипотечные, так и потребительские займы, долги по коммунальным платежам, налогам, кроме алиментов и возмещения ущерба.
Основная сумма долга приходится именно на физические лица, которые получили ипотечные займы, подчёркивали в ведомстве. Поэтому в проекте закона разрабатывался механизм по включению долгов по ипотеке в процедуру банкротства. В законопроекте не устанавливали предельную сумму задолженности, по достижении которой должник имел право подавать документы на процедуру банкротства, подчёркивают в Министерстве финансов.
Предполагалось, если сумма обязательств физического лица превышает стоимость его активов, тогда оно может обратиться за применением процедуры банкротства. Но была оговорка: в случае если у лица есть банковский заём, то до обращения в уполномоченный орган он должен обратиться в банк второго уровня и в соответствии с законом о банковской деятельности провести работу по реструктуризации долга, в которой банк предлагает пути решения. Если банк решения не предложит или физическое лицо предложенный механизм не устраивает, только в этом случае физлицо может обратиться за применением процедуры банкротства.
Данные нормы были прописаны в проекте закона, акцентирует представитель КГД. В свою очередь, он был согласован на уровне правительства, за исключением Нацбанка, но в мажилис не внесён, «поэтому говорить о том, что это последняя версия закона, ещё рано». В дальнейшем, когда станет вопрос о внесении в мажилис, он будет пересматриваться, согласовываться с госорганами, возможно, будут изменения, отмечают в министерстве.
Напомним, о необходимости закона о банкротстве физических лиц высказался президент Казахстана в 2014 году. Позже было принято решение, что данный закон необходимо принимать после введения всеобщего декларирования. Как рассказал министр финансов Алихан Смаилов в кулуарах заседания правительства, состоявшегося 26 ноября, работа по всеобщему декларированию ведётся.
«Мы ведём работу по поэтапному декларированию. Планируем, что с 1 января 2020 года всеобщим декларированием будут охвачены работники бюджетной сферы, работники квазигосударственного сектора, госслужащие», – резюмировал глава Минфина.
https://abctv.kz/ru/news/bankiry-ubili-v-zarodyshe-institut-bankrotstva-fizlic
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |