Министерство труда предлагает подготовить налоговую и социальную систему для «гибкой» занятости

Опубликованно: 04.12.2018 в 16:15

Новые формы трудовых отношений и изменение ценностей серьезно меняют облик трудовой деятельности, где традиционная работа, полная занятость и четкая физическая привязка к определенному местонахождению рассматриваются как ограничения и поэтому переходят в разряд пережитков прошлого. Взамен развиваются гибкие и мобильные формы занятости, позволяющие работникам регулировать собственный график, место выполнения работы и совмещать параллельно несколько видов деятельности, сообщает пресс-служба Министерства труда и социальной защиты населения РК.

Новые формы трудовых отношений и изменение ценностей серьезно меняют облик трудовой деятельности, где традиционная работа, полная занятость и четкая физическая привязка к определенному местонахождению рассматриваются как ограничения и поэтому переходят в разряд пережитков прошлого. Взамен развиваются гибкие и мобильные формы занятости, позволяющие работникам регулировать собственный график, место выполнения работы и совмещать параллельно несколько видов деятельности, сообщает пресс-служба Министерства труда и социальной защиты населения РК.

Казахстану надо быть готовым к предстоящим изменениям.

Несмотря на недостаточную распространенность гибких режимов работы для наемных работников предприятий, в Казахстане налицо развитие гиг-экономики. Свидетельством этому является распространение компаний, работающих на онлайн-платформах, таких как Yandex Taxi.

Для поддержки развития этих процессов необходимо скорректировать нормативно-правовое регулирование рынка труда с целью поддержать более разнообразные варианты занятости и поощрять работодателей, предлагающих гибкие формы занятости; реагировать на ожидания работников в части большей удовлетворенности условиями труда, формами компенсации и т.д.; подготовить налоговую и социально-обеспечительную системы к меняющемуся характеру режимов работы - распространение самостоятельной занятости, множественной занятости и т.д.

По данным экспертов, гибкие модели занятости оказывают положительный эффект на динамику рынка труда за счет таких факторов, как рост производительности работников с гибкими формами занятости, например, на 30% в компании British Telecom; расширение кадрового резерва, к которому могут обращаться организации при найме; повышение многообразия рабочей силы, что положительно сказывается на корпоративной культуре; при гибких формах занятости заболеваемость снижается с 12% до 2%; компании могут работать вне рамок стандартного расписания 9:00-18:00.

Вместе с тем, необходимо принимать во внимание, что влияние изменений на рынки труда в развивающихся странах, в том числе в Казахстане, будет медленнее, чем в развитых. Если в развитых странах последствия для будущих рабочих мест являются перспективой ближайших 5 лет, то для развивающихся стран - от 8 до 10 лет. Это связано с более медленным внедрением новых технологий в развивающихся странах.

Названы три глобальных вызова, стоящих перед рынком труда.

Они могут повлечь радикальные изменения на рынке труда, усиливая дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Это: развитие технологий и цифровизация; изменения в распределении трудовых ресурсов; новые формы трудовых отношений и ценностей рабочей силы.

Изменения на рынке труда происходят под влиянием глобальных трендов социального, технологического, экономического, экологического и политического характера. Они оказывают влияние на развитие рынка труда в мире в целом и в Казахстане в частности. Последствия этих изменений отражаются на всех участниках рынка труда - работодателях, гражданах, правительствах стран - с точки зрения создания рабочих мест, обеспеченности и профессиональной структуры рабочей силы.

Как известно, конец ХХ-начало ХХІ века дали толчок развитию новых технологий. Этому способствовал стремительный рост вычислительной мощности, которая удваивается каждые два года, а ее стоимость снижается на 75% каждые три года. Это дает толчок для развития и ускоренного распространения других технологий. Это мобильный интернет и облачные технологии, рост вычислительной мощности и «большие данные», новые технологии и источники получения энергии, интернет вещей, экономика совместного пользования и краудсорсинг, робототехника и автономный транспорт, искусственный интеллект, Индустрия 4.0 и 3D-печать.

Автоматизация и цифровизация распространяются на все аспекты жизни людей и деятельности предприятий и влекут рост производительности труда и изменение бизнес-моделей и процессов, что приводит к исчезновению, изменению и появлению рабочих мест, трудовых функций и видов занятий.

Форум «Будущее рынка труда: новые возможности» организован Правительством Республики Казахстан, министерством труда и социальной защиты населения совместно с Ассоциацией «Казахстанский Совет иностранных инвесторов» в Республике Казахстан (АКСИИ).

Это первая тематическая площадка по обсуждению перспектив развития занятости и социальной сферы в Казахстане в контексте динамичных изменений мирового рынка труда в условиях 4-ой Промышленной революции.

Базовые ставки в РК

МЗП 60 000 тг
МРП 3 063 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Базовая ставка 13.5 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 917 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 778 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 2 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 525 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 28 284 тг
МРП 2 405 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 24 459 тг
МРП 2 269 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %
ОСМС (01.07.2017) 2 %
МЗП 22 859 тг
МРП 2 121 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %