Обзор изменений при исчислении и удержании налогов и социальных платежей с доходов работников.
Опубликованно: 28.01.2019 в 17:17
С наступлением 2019 года в законодательстве РК в части исчисления и удержания налогов и социальных платежей с доходов работников были внесены некоторые изменения, поправки, нововведения.
С наступлением 2019 года в законодательстве РК в части исчисления и удержания налогов и социальных платежей с доходов работников были внесены некоторые изменения, поправки, нововведения.
Переход с МЗП на МРП
В связи с увеличением размера минимальной заработной платы на 2019 год до 42500 тенге Министерством труда и социальной защиты населения были внесены изменения в Налоговый кодекс РК, в Законы РК «О пенсионном обеспечении», «Об обязательном социальном страховании», «Об обязательном социальном медицинском страховании» в части определения максимального порога для исчисления социальных платежей и налогов, так называемый, переход определения максимального порога с минимальной заработной платы на минимальный расчетный показатель.
Что это означает?
Это значит, что при исчислении (удержании) налогов максимальный предел, с которого исчисляются или удерживаются налоги устанавливается в кратном размере МРП.
В Налоговый кодекс внесены изменения в части определения пределов по определению размера доходов при применении корректировки доходов, подлежащих налогообложению, и размеру вычетов, применяемых при исчислении индивидуального подоходного налога, а также по размеру доходов, до достижения которых возможно применение специального налогового режима.
Вид налога (социального платежа) |
Новое значение |
Сумма на 2019 год, тенге |
При исчислении ИПН у источника выплаты |
||
Вычет в размере 1 МЗП |
1 МЗП |
42500 |
Стандартный вычет для инвалидов, участников ВОВ, приравненных к ним лицам, родителей, опекунов детей-инвалидов (пп. 2, 3 п. 1 ст. 346 НК РК) |
882 МРП |
2525*882 = 2 227 050
|
Налоговый вычет на медицину, на погребение, при рождении ребенка, при уплате страховой премии за работника по договору добровольного медицинского страхования |
94 МРП |
2525*94 = 237 350 |
При проведении корректировки для уменьшения облагаемого дохода с личного подсобного хозяйства физического лица |
282МРП |
2525*282 = 712 050 |
ОПВ минимальный предел |
1 МЗП |
42500 |
ОПВ максимальный предел для исчисления |
50 МЗП |
50*42500= 2 125 000 |
СО минимальный предел |
1 МЗП |
42500 |
СО максимальный предел |
7 МЗП |
7*42500= 297 500 |
отчислений на ОСМС максимальный предел |
10 МЗП |
10*42500= 425 000 |
Предельный доход при применении специальных налоговых режимов |
||
На основе патента |
3 528МРП |
3528*2525= 8 908 200 |
На основе упрощенной декларации |
24 038МРП |
24038*2525= 60 695 950 |
С использованием фиксированного вычета |
144 184 МРП |
144184*2525 = 364 060 600 |
Применение корректировки при исчислении налогооблагаемого дохода при применении СНР на основе упрощенной декларации на сумму в размере 1,5% от суммы налога за каждого работника, если среднемесячная заработная плата работников составила |
||
У юридического лица |
Не менее 29МРП |
29*2525 =73225 |
У индивидуального предпринимателя |
Не менее 23МРП |
23*2525 =58 075 |
Применение корректировки при исчислении налогооблагаемого дохода при применении СНР с использованием фиксированного вычета на 1-кратный размер начисленных расходов работодателя по доходам работника, если среднемесячная заработная плата работников превышает |
Более 47 МРП |
47*2525 = 118 675 |
Ставки налогов и социальных платежей и порядок исчисления не изменились.
Единый совокупный платеж
Одним из основных нововведений в налоговое законодательство является введение Единого совокупного платежа (далее - ЕСП), применение которого упрощает порядок регистрации деятельности физических лиц, признаваемых неформально занятыми.
Уплата ЕСП позволит не только зарегистрировать неформальную деятельность физических лиц, но и также обеспечит им участие в системе обязательного медицинского и социального страхования, пенсионного обеспечения.
Сумма единого совокупного платежа за один месяц составляет:
- 1-кратный размер МРП - в городах Астана, Алматы, Шымкент и городах областного значения (в 2019 году - 2 525 тенге);
- 0,5-кратный размер МРП - в других населенных пунктах (в 2019 году - 1 262,5 тенге при округлении 1263 тенге).
В единый совокупный платеж включаются подлежащие уплате суммы индивидуального подоходного налога и социальных платежей в размере:
ЕСП, распределение |
2525 тенге |
1262,5 тенге |
ИПН -10% |
252,50 тенге |
126,25 тенге |
СО -20% |
505,00 тенге |
252,50 тенге |
ОПВ -30% |
757,50 тенге |
378,75 тенге |
Отчисления ОСМС-40% |
1010,00 тенге |
505,00 тенге |
При чем, физическое лицо уплачивает ЕСП одним платежом за месяц, в котором получен доход. Распределение платежа по фондам и в бюджет производит ГК «Правительство для граждан».
Если физическое лицо, которое является плательщиком ЕСП, является пенсионером или достигло пенсионного возраста, то ЕСП в полном объеме перечисляется на индивидуальный подоходный налог.
Уплата ЕСП производится одним платежным поручением на отдельный банковский счет Государственной корпорации «Правительство для граждан»:
Наименование |
Новые реквизиты |
Бенефициар |
НАО Государственная корпорация «Правительство для граждан» |
КБе |
11 |
Банк бенефициара |
НАО Государственная корпорация «Правительство для граждан» |
БИН бенефициара |
БИН 160440007161 |
БИК бенефициара |
БИК GCVPKZ2A |
ИИК бенефициара |
KZ47009ESP0163609911 |
КНП |
183 |
Налоговая отчетности при уплате ЕСП не представляется.
Если физическое лицо осуществляет деятельность с целью получения дохода, не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, а так же при соблюдении следующих условий:
1) не использует труд наемных работников;
2) оказывает услуги исключительно физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами,
и (или) реализуют исключительно физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами, сельскохозяйственную продукцию личного подсобного хозяйства собственного производства, за исключением подакцизной продукции;
Размер дохода плательщика ЕСП, получаемого при оказании услуг и реализации сельхозпродукции исключительно физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами, за календарный год не должен превышать 1 175-кратный размер МРП.
В 2019 году размер годового дохода физического лица, которое применяет уплату ЕСП не должен превышать 1175*2525 = 2 966 875 тенге.
Не вправе применять ЕСП:
- физические лица, оказывающие услуги физическим лицам либо реализующие сельскохозяйственную продукцию личного подсобного хозяйства, на территории объектов коммерческой недвижимости, а также торговых объектов, в том числе находящихся на праве собственности, аренды, пользования, доверительного управления;
- лица, предоставляющие в имущественный наем (аренду) имущество, за исключением жилища;
- лица, занимающиеся частной практикой;
- иностранцы и лица без гражданства, за исключением оралманов;
- лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Порядок исчисления и уплаты ЕСП определен статьями 774- 776 Налогового кодекса.
Применение уменьшения облагаемого дохода работника на 90%
Фактически порядок начисления и выплаты заработной платы, исчисления налогов, социальных платежей не изменился.
Но, если доход работника составляет менее 25 МРП (25*2525 = 63125 тенге), то при удержании ИПН у источника выплаты работодатель применяет положения подпункта 49 пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.
Корректировка в размере 90% от суммы облагаемого дохода работника применяется, если доход работника не превышает 25 МРП, соответственно, если начисленный доход работника превышает 25 МРП, корректировка в размере 90% от суммы облагаемого дохода работника неприменима.
В случае осуществления физическим лицом трудовой деятельности у нескольких работодателей, и в каждом случае начисленный доход работника не будет превышать 25 МРП, то корректировка в размере 90% от суммы облагаемого дохода работника, будет применяться каждым работодателем.
Итак, рассмотрим в таблице порядок применения уменьшения облагаемого дохода работника
Статьи учета |
Начисленный доход работника менее 25 МРП, тенге |
Начисленный доход работника более 25 МРП, тенге |
||
|
С применением вычета 1МЗП |
Без применения вычета 1 МЗП |
С применением вычета 1МЗП |
Без применения вычета 1 МЗП |
з/пл |
63000 |
63000 |
65000 |
65000 |
ОПВ |
6300 |
6300 |
6500 |
6500 |
Вычет 1 МЗП |
(42500) |
- |
(42500) |
- |
Облагаемый ИПН доход |
(63000-6300- 42500) -90%= 1420 |
(63000-6300)-90% = 5670 |
(65000-6500-42500)= 16000 |
(65000-6500) = 58500 |
ИПН |
142 |
567 |
1600 |
5850 |
Сумма дохода к выплате |
63000-6300-142 = 56 558 |
63000-6300-567= 56 133 |
65000-6500-1600 = 56900 |
65000-6500-5850 = 52650 |
СО |
(63000-6300)*3.5%= 1985 |
(63000-6300)*3.5%= 1985 |
(65000-6500)*3.5%= 2048 |
(65000-6500)*3.5%= 2048 |
СН |
(63000-6300)*9,5% -1985 =3402 |
(63000-6300)*9,5% -1985 =3402 |
(65000-6500)*9,5% -2048 =3510 |
(65000-6500)*9,5% -2048 =3510 |
Отчисления ОСМС |
63000*1,5% = 945 |
63000*1,5% = 945 |
65000*1,5% =975 |
65000*1,5% =975 |
Применение механизма в части уменьшения налогооблагаемого дохода работника, размер которого менее 25 МРП предполагает мгновенное и гарантированное получение работником дополнительного дохода.
Если доход работника более 25 МРП, то положения подпункта 49 пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса при удержании ИПН у источника выплаты не применяется. Расчет з/пл производится в обычном порядке, что можно увидеть из примера, представленного в таблице выше.
Таким образом, надеемся, что приведенный обзор поможет Вам при исчислении налогов и социальных платежей, а так же при выборе в применении режима налогообложения и избежании ошибок для применения корректировок и уменьшений облагаемого дохода.
Базовые ставки в РК
МЗП | 60 000 тг |
МРП | 3 063 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Базовая ставка | 13.5 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 525 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 28 284 тг |
МРП | 2 405 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 1,5 % |
МЗП | 24 459 тг |
МРП | 2 269 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |
ОСМС (01.07.2017) | 2 % |
МЗП | 22 859 тг |
МРП | 2 121 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 11 % |
Соц. отчисления | 5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 5,5 % |